Феномен молодежных субкультур можно эффективно использовать в коммерческих целях. Во время нишевого бизнеса выиграет тот, кто сумеет интегрироваться в субкультуру.
Такой вывод сделали участники дискуссии, которая прошла 26
февраля в клубе-лектории «Контекст». Современное молодежное субкультурное
сообщество, с одной стороны, является заказчиком и потребителем различных
товаров (от одежды и символики до продукции шоу-бизнеса), с другой стороны -
поставщиком культурных брендов, которые легко конвертировать в бренды
коммерческие.
«Сегодня атрибуты многих молодежных субкультур (эмо, готы,
граффитисты) успешно эксплуатируют компании, ориентированные на массового
потребителя. При этом представители молодежных сообществ стремятся использовать
протестный капитал, чтобы создать свой бренд и заработать на этом», - говорит
Михаил Лурье, кандидат искусствоведения, доцент СПбГУКИ. Например, сообщество
граффитистов с радостью берется за выполнение социальных и коммерческих
заказов.
В первую очередь компаниям, решившим заняться производством
товаров и услуг для представителей молодежных субкультур, следует определить
какая у них модель потребления.
«Если рассматривать представителей субкультур как
потребителей, то надо видеть разницу между рядовыми покупателями и теми, кто
готов делать что-то своими руками. Поклонникам концепции Do it Yorself («сделай
сам») следует продавать не готовые к употреблению продукты, а инструменты,
инструкции, необходимые для создания этих продуктов. Готы, девочки, которые
создают в своем воображении образ вампира-жениха, с большей радостью будут
создавать украшения своми руками, чем покупать их в магазине», - говорит Татьяна
Щепанская, кандидат исторических наук, доцент Смольного института свободных
искусств и наук (СПбГУ).
Интересно, что развитие этого тренда описывал в 1980 году
Элвин Тоффлер, автор книги «Третья волна». Тогда он прогнозировал появления
экономики, в которой будет стираться исторически сложившийся разрыв между
производителями и потребителями.