Иногда упрямство в следовании выбранной стратегии ведет к победе. Иногда - убивает компанию. Что лишний раз подтверждает история кризиса компании Grundig.
Список достижений Макса Грюндига и его компании Grundig мог
бы занять немало места.
Макс Грюндиг был из той редкой в наше время породы предпринимателей, для которых дело важнее сиюминутной прибыли. Он сделал из небольшой мастерской по ремонту радиоприемников многомиллионный бизнес с лидирующими позициями на европейских рынках.
Макс Грюндиг был из той редкой в наше время породы предпринимателей, для которых дело важнее сиюминутной прибыли. Он сделал из небольшой мастерской по ремонту радиоприемников многомиллионный бизнес с лидирующими позициями на европейских рынках.
Но времена менялись. В 1970-е годы Европа столкнулась с
первыми вестниками грядущих проблем - азиатскими товарами.
Макс Грюндиг, поняв, к чему это может привести, выступил с
неожиданным предложением к своим европейским конкурентам: объединить разработки,
производство и логистику для снижения себестоимости при сохранении достойного
качества.
Предложение было дружно отвергнуто всеми участниками рынка.
В то же время компании, работающие в Японии, где в разгаре кризис
перепроизводства, всеми правдами и неправдами пытаются выйти на новые рынки.
Например, таких востребованных товаров, как видеомагнитофоны, в 1982 году японцы
наклепали 13 млн штук, что составило 140% всего мирового спроса!
Читайте также:
Кризисные истории: как решила проблемы AST Computer
В 1984 году Макс Грюндиг неожиданно продает корпорации
Philips свою компанию, которая находится в наилучшей форме (38 тыс. работников,
40 млрд немецких марок оборота). И отходит от дел. Тут и начинаются проблемы.
Поначалу альянс с Philips приносит плоды. Grundig реструктурируется, начинается
выпуск новых продуктовых линеек - спутниковое ТВ, автомагнитолы,
коммуникационные устройства.
В
это время европейские компании постепенно
переходят к роли координаторов, а производственная
база перемещается в развивающиеся страны с
низкими издержками. Но консервативное руководство не одобряет этот план - мол,
такой подход рушит идею "немецкого качества", которую олицетворял Grundig.
Профсоюз также выступает против, поскольку за этим последуют массовые
сокращения. В итоге "выгодное" приобретение становится проблемой.
Компания продолжает терять рынок, в менеджменте неразбериха,
директора меняются почти каждый год. Пятнадцать лет владения Grundig приносят
Philips суммарные убытки в 1,5 млрд немецких марок, и в 1997 году Philips
выходит из дела. Компания переходит под контроль банковского консорциума, к
реанимации подключается правительство Германии, каждый последующий год -
сокращения людей и очередные реорганизации, но все тщетно.
В 2003 году Grundig объявляет о банкротстве.
О причинах гибели компании можно говорить долго, но ясно
одно: изменился мир, массовый потребитель перестал покупать технику на 10 лет,
она стала слишком доступной, чтобы выбирать качество по высоким ценам.
Grundig со своей благородной парадигмой оказался лишним на
массовом рынке, который требовал дешевизны. А для узкого сегмента элитарной
техники компания оказалась слишком велика.
Виктор Тамберг