Лекарство от кризиса: надо включить интуицию, а не паниковать

Автор фото: "ДП"
Гарегин Тосунян, Михаил Логутенко, Рафаэль Гийу

Президент Ассоциации российских банков, председатель правления управляющей компании "Лаура" (торговля автомобилями) и генеральный директор компании Olmix дали рекомендации выживания во время финансового кризиса. Среди советов – говорить клиентам правду.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

"Необходимо работать со своим контрагентом на доверительной основе.
Если это банк, значит, выяснять, какая у него реальная ситуация и стараться
верить. По крайней мере не надо поддаваться панике. Если вы приходите в банк, то
можно просто поинтересоваться, что происходит.
Мне, например, один банкир рассказывал, что происходит у него в банке:
"Приходит клиент и спрашивает, какова ситуация в банке, я ему объясняю. Клиент
видит, что я не вру. В этом случае клиент спокойно уходит и деньги с вклада не
забирает. Но заметьте: человек пришел и на всякий случай проверил, а правда ли у
меня все в порядке". В данном случае надо включить интуицию, а не паниковать,
куда-то бегать, дергаться - все это совершенно неразумно. Надо кому-то верить:
либо капитану корабля, либо конкретному банку, с которым работаешь и на который
опираешься".
Михаил
Логутенко, председатель правления управляющей компании "Лаура" (торговля
автомобилями):
"Из-за кризиса некоторые дилеры приостановили новые
проекты до тех пор, пока рынок не стабилизируется. Дешевых кредитов уже нет, а
расходы растут. Позволить себе многомиллионные инвестиции в развитие могут лишь
немногие. Мы это оцениваем исходя из собственного опыта: 3 октября мы открыли
дилерский центр General Motors в Сочи, а в ноябре открываем центр GM в
Мурманске.
В зависимости от ценового сегмента возможно сокращение объемов продаж
автомобилей. В большей степени это коснется премиум-сегмента. У большинства
дилеров уже серьезно сокращаются продажи "кредитных" автомобилей. У нас своя
брокерская компания, сотрудничающая почти с двумя десятками банков. Сейчас мы
внедрили новую концепцию "Антикризисный кредит". Она включает большой выбор
банков-партнеров и возможность получения кредита при предъявлении минимального
пакета документов, без справки о доходах и при нулевом первом взносе".
Рафаэль
Гийу, генеральный директор компании Olmix в
России и СНГ (производит корма и препараты для животных):
"Cкорее
сократится объем продаж машин, чем продуктов питания и кормов для животных. В
связи с кризисом цены на металл резко упали. Наше производство в Петербурге
связано с металлом: мы делаем медный купорос - он используется в кормах для
животных. Цена купороса зависит от цен на медь, которая устанавливается на
Лондонской Бирже Металлов LME. С сентября она упала на 30%, а в ближайшие
месяцы, по мнению экспертов, может подешеветь еще больше. Поэтому мы стали
договариваться с производителями сырья в поисках новых выгодных подходов к
сотрудничеству.
Кризис заставляет объединить усилия производителей, чтобы получить
дополнительную прибыль и компенсировать возможные потери, которые повлекут собой
мировые беспокойства. Если люди начнут есть меньше мяса, то будут меньше
выращивать птицы, и мы потеряем в объемах. Но возможен и другой вариант, когда
производители оптимизируют процессы, научатся работать более эффективно".