Профессия - каскадер

Автор фото: Анатолий Ходюшин. Фото: Антонина Байгушева

То, что для других - экзотика, для Анатолия Ходюшина - образ жизни. Соседи перестали удивляться дракам, падениям с крыши на припаркованные машины и лошадям во дворе.

Анатолий Ходюшин, донской казак в нескольких поколениях, остается верен своему генетическому коду и в мегаполисе. У него семь коней, каждое лето он запасает для них сено в Сосновке. И постоянно обучает их разным трюкам. В городе. Жители соседних многоэтажек уже привыкли к Ходюшину на коне, стреляющему из револьвера на полном скаку, вниз головой. Анатолий Ходюшин - гуру петербургских каскадеров и директор "Школы трюков", занятия которой и наблюдают жители многоэтажек. На его счету - постановка и исполнение трюков более чем в полутора десятках фильмов, включая "Спецназ по-русски 2", киноленты про легендарных мушкетеров и др.
"Я вырос в военном училище, - рассказывает он, - служил в 11-м отдельном кавалерийском полку. Так и остался бы в армии, но еще во время службы, в 1970 году, в полк приехал Сергей Бондарчук снимать фильм "Ватерлоо": все-таки у нас было 900 коней и 1100 человек на довольствии. Съемки были сумасшедшими. Бондарчук швырял в грязь мегафон и кричал, топая ногами: "Арманда! Пронто! Мотор!" (фильм снимали совместно с итальянцами. - Ред. ). Лошади срывалась с места, в воздухе рвались петарды. Грохот стоял такой, что ничего не было слышно. Мой конь Жаркий, с которым мы снимались, боялся подходить к кинокамере, дрожал, пока не привык".
Зато "жертвы" окупились: после фильма у Анатолия Ходюшина не было отбоя от предложений повторить трюки. Правда, в последнее время, по его словам, приглашают все реже. "Больше востребована техника, горение, спецэффекты", - добавляет он. Но и в этих условиях Анатолий находит возможность продемонстрировать конные трюки. На съемках отечественного фильма "Операция "Саламандра", где на корабле происходит пожар, Ходюшин заметил: если по сценарию судно везет овес, оно и коней может везти. Так появился его фирменный трюк - падение коня и всадника с большой высоты в воду.
Сумму своих гонораров Анатолий Ходюшин не называет. В среднем каскадерская группа получает не менее $50 тыс. за съемки. "Страховаться от несчастного случая во время работы у асов каскадерского дела не принято, - говорит мастер, - это считается дурным тоном и плохой приметой. Все травмы случаются во время тренировок и репетиции, а на съемках нужно собраться".
На подготовку четырехминутного ролика у каскадера уходит две недели тренировок. На его счету - обучение конных тренеров, многие из которых сделали это занятие своим бизнесом. Известный ценитель лошадей Александр Невзоров публично называет себя учеником Ходюшина. Хотя, по словам Анатолия, дальше стажерского этапа их сотрудничество не пошло.
Кстати, днем рождения профессии каскадеров считается 1950 год, когда на экраны вышел фильм "Смелые люди". Картину, сюжет которой завязан на конноспортивных трюках, посмотрели 40 млн советских граждан и лично товарищ Сталин. С этого момента драки, погони, падения с коней в отечественном кинематографе резко усложнились. Простые актеры уже не могли их выполнять, и на съемки стали приглашать людей подготовленных - циркачей, спортсменов, военных. Обучиться каскадерскому делу можно только в Ассоциации каскадеров России или став учеником опытного учителя. Обучение начинается с мелкой ассистентской работы: подготовки съемочной площадки, уборки мусора и т.д. Количество представителей этой профессии до сих пор не выходит за пределы сотни.