Половина крейсера "Аврора" нашлась у "Ручьев"

Отпиленная после реставрации нижняя часть легендарного крейсера 20 лет ржавеет под водой у причала "Ручьи". За это время половина "Авроры", затопленная в Финском заливе, обросла не меньшим количеством мифов, чем сам прославленный крейсер.

<b>О том</b>, что на пристани в Петербурге слоит только половина настоящего крейсера "Аврора", мало кто знает. На сайте музея об этом ничего не сказано – к чему туристам знать технические подробности, им положено знать красивую легенду о первом выстреле, давшем сигнал к началу революции, щупать пушки и выглядывать в иллюминаторы. О второй части крейсера вспоминают лишь искатели кладов, стажеры-аквалангисты, въедливые краеведы и неугомонные журналисты в преддверии годовщины Октябрьской революции.
<b>В самом деле</b> – нужно иметь очень сильную мотивацию, чтобы поехать за 150 км от Петербурга, на продуваемый всеми ветрами берег Финского залива, чтобы увидеть то, что и видно-то не всегда. "Смотреть там особенно нечего, останки "Авроры" затопили давным-давно, их из-под воды не видно", – предупредил нас глава Вистинского сельского поселения Игорь Крысин, в ведении которого находится бывший военный причал "Ручьи". А по пути еще и ударился в воспоминания. Рассказал, как лет 20 назад приезжал в Вистино, тогда еще в гости, и друзья водили его на "Аврору".
<b>"Рассказываю то</b>, что видел: это было похоже на большую коробку или скорлупку грецкого ореха, от корабля оставался только остов ниже ватерлинии, с отрезанным носом и кормой. Ничего особенного, хотя тогда это было, конечно, романтично – пойти погулять возле крейсера "Аврора", – откровенничает вистинский глава теперь даже с некоторой гордостью. Хотя, в окрестностях Вистино и кроме "Авроры" есть о чем рассказать. Оказывается, что каменку, на которой потряхивает нашу машину, клали политзаключенные при Сталине. Сам же причал "Ручьи" строился перед войной как оборонительный рубеж, его называли "Второй Кронштадт". Возле причала был возведен целый городок, но просуществовал он всего несколько лет. Во время войны причал и город взорвали, чтобы не достались врагу.
<b>"Ручьи" до сих пор</b> находятся в ведении военных. Но от былой мощи остались только несколько полуразрушенных пирсов и бухта, разделенная каменной косой на две части, за свою форму получившая название Штаны. В одной из "штанин" и была пришвартована скорлупка "Авроры". В 1984 году крейсер начали ремонтировать на "Северной верфи" к семидесятилетию Революции – отрезали потрепанную боями, волнами и годами нижнюю часть, выпотрошили, вот только утилизировать не решились – отправили как бы "на пенсию" в тихую гавань.
<b>"Мы с мужиками </b>сидели на берегу. Смотрим – посудина какая-то здоровенная на буксире к нам идет, ну интересно стало, подошли, спросили что такое. А нам говорят, мол, товарищи – это крейсер "Аврора", он тут у вас будет стоять, и ваша задача теперь будет охранять его, чтобы он никуда не делся. Я сначала даже не поверил", – охотно рассказывает дядя Миша, бригадир, или как он сам себя называет, "боцман" последней небольшой рыбацкой артели, оставшейся в "Ручьях".
<b>Михаил Юрченко</b> 45 лет работает на этом причале. Хотя ему почти 80, он отлично помнит все подробности, хотя и более молодые жители путаются в датах. Помнит, что привезли "Аврору" на заре перестройки и год она простояла в Штанах. "Мы ее охраняли тогда. Она была канатом привязана, а мальчишки рыбу с нее ловили, ну и шалили иногда, отвязывали, вот и приходилось ловить, – смеется Дядя Миша. – Мы и сами иногда залезали на нее. Прямо на дно спускались. И не по себе было – в длину от нее метров 90 осталось после того, как нос и корму спилили, я еще никак понять не мг, как она плавала такая куцая, а в высоту она была метров семь, и это только до ватерлинии. Понимаешь, для нашего поколения "Аврора" много значила".
<b>Значимость</b><b> не помешала</b> совхозу снять с крейсера медную обшивку и уцелевшие трубы для своих нужд. Местное население тогда медью не особенно интересовалось – бум цветмета еще не наступил. Хотя тот же дядя Миша утверждает, что у него дома лежит трехкилограммовый медный противень с "Авроры". История разграбления останков крейсера – любимая легенда журналистов. Чего только ни писали – что у местных жителей вместо лестниц трапы с "Авроры", и окна в туалетах из иллюминатора. На одного из местных жителей даже "наехало" по этому поводу ближайшее общество ветеранов. Конечно, никаких иллюминаторов на нижней части быть не могло, они расположены выше ватерлинии и скорее всего в них, как и положено, заглядывают туристы в Петербурге. А самый главный сувенир, который не увозил из Ручьев только ленивый – гвоздь. Уникальные шестиугольные кованые медные гвозди, крепившие медную обшивку корабля, уносили полными карманами. Оставшиеся артефакты достаются водолазам, которые иногда тренируются в "Ручьях".
<b>Теперь увидеть </b>остов "Авроры" можно, только погрузившись под воду. С берега видна лишь небольшая часть девяностометровой махины, больше напоминающая гигантскую проржавевшую консервную банку.
<b>Долго смотреть </b>на проржавевшее прошлое не особенно интересно. Тем более что в паре километров даже в тумане явно обозначается будущее – огни нового порта "Усть-Луга". Порт уверенно надвигается на бывший военный причал, и скорее всего через несколько лет воду здесь уже будут бороздить новые корабли. А старый корпус легендарного корабля пойдет на переплавку, в музей или на помойку и окончательно перейдет в разряд городских легенд поселения Вистино.