Сам себе потребитель, творец и покупатель

Как собрать сотовый телефон через Интернет

СПб. У потребителей есть желание самим производить товары своей мечты. Это может стать хорошей бизнес-идеей для тех, кто поможет им в этом.
Философия просьюмеризма подразумевает тесное взаимодействие производителя с потребителем, постоянный диалог между ними и даже частичную передачу функций.
Опытный потребитель лучше, чем многие продакт-менеджеры, сможет описать товар своей мечты. Надо дать ему эту возможность.
Просьюмеризм в отличие от UGC (user generated content - контент, создаваемый пользователями) не требует организации и не нуждается в регулировании. Потребитель может создавать продукт для себя, и для этого ему нужны только комплектующие. В случае такого развития событий в будущем на смену производителям предметов потребления придут производители инструментов и комплектующих.
Простой пример для иллюстрации идей просьюмеризма - вязаный шарф. Можно долго придумывать шарф, выбирать нитки и узор, чтобы сделать шарф мечтой потребителя. С точки зрения себестоимости это совершенно неэффективный способ производства. Затрачивается много личного времени. Кроме всего прочего, рыночная стоимость шерсти в 2 раза превышает стоимость двух заводских шарфов. Однако потребитель готов платить, не задумываясь об идеальной кастомизации.
Тренд в помощь
Есть вариант коммерциализации этой модели. Необходимо запустить веб-сервис для создания рисунка и выбора узора и приложение, управляющее вязальными машинами. Это будет инструмент, облегчающий решение индивидуальной задачи. На просьюмеризме заработает создатель инструмента. Инструментом может быть сайт-инструкция по созданию вещи своей мечты. В производстве сотовых телефонов эта модель работает так: компании-производители создают чипы, для интеграции которых достаточно просто положить их рядом друг с другом. Необходимое ПО скачивается в виде open source исходников. Чертежи корпуса и кнопочек можно найти в Интернете или нарисовать самому. Сам корпус и кнопочки изготавливаются на домашнем 3D-принтере. Все это собирается, и добавляется sim-карта.
Пока варианты использования UGC - блоги, социальные сети, программное обеспечение с открытым кодом, википедия - в гораздо большей мере понятны пользователям. Этой понятности способствует социальная сущность. Просьюмеризм сейчас развивается как нечто индивидуальное и только зарождается как тренд. Возможно, он будет развиваться менее стремительно, но может достигнуть и больших масштабов, так как меньше ограничен онлайн-средой.
Подготовила Эльнара Петрова по материалам сообщений на блоге http://blogs.dpgazeta.ru/horosheva/169#list-comment
"Вовлечение потребителя в производство имеет ошеломляющие последствия". Элвин Тоффлер "Третья волна"
Сделай сам
Слово "просьюмеризм" (prosumerism) произошло от английских слов produce - "производить" и consume - "потреблять" и означает одновременное создание и потребление товара, услуги, контента. Появление этого термина отражает глобально изменившийся в мире баланс сил и власти, перешедшей от производителей, ритейлеров и маркетологов к конечному потребителю. Просьюмеризм развивается среди самой прогрессивной аудитории потребителей, наиболее заметно это прослеживается в молодежной среде. Просьюмеры действуют по принципу DIY (Do It Yourself - сделай сам). Вот некоторые примеры просьюмеризма.
1 Сетевая книга
Уже сейчас пытаются создавать книги будущего, которые по аналогии с блогами превращаются в "книголог", который объединяет в себе идеологию блогов, мультимедиа и онлайновых игр. Его можно читать, дополнять, комментировать.
Так, британское издательство Penguin и университет Де Монтфорт (De Montfort University) пригласили всех желающих поучаствовать в написании коллективного романа на принципах, принятых в сетевой энциклопедии Wikipedia. Будущая книга получила название "A Million Penguins" ("Миллион пингвинов"). Условия проекта позволяют всем участникам писать свои эпизоды, редактировать, править и удалять чужие. Финальная версия романа не будет подписана ни одним именем, никто из соавторов "Миллиона пингвинов" не получит авторских прав на книгу.
2 Социальные СМИ
Информационный портал digg.com (наша версия - news2.ru) известен как социальное СМИ, которое работает по принципу UGC (user generated content). Зарегистрированные пользователи размещают там новости и сами оценивают их общественную значимость. Согласно исследованию The Wall Street Journal на Digg.com, где зарегистрированы 900 тыс. пользователей, 30 человек обеспечивают более 30% контента.
3 Connect + Develop
Помощь квалифицированных пользователей нужна не только для создания программного обеспечения с открытым кодом. Просьюмеризм выходит за рамки веб-пространства.
- Автомобилестроение: http://www.peugeot-concours-design.com/. Концерн Peugeot пригласил автомобилистов принять участие в разработке дизайна концепт-кара.
- Производство рекламы, видеороликов своими руками: http://www.converse.com/index.asp?mode=mby&bhcp=1...
- Компании, специализирующиеся на разработке хитроумных устройств (например, зонтик, умеющий предсказывать погоду), часто запускают проекты еще в стадии концептуальной разработки, когда каждый пользователь может легко предложить им свои идеи. http://www.ambientclock.com/
4 Сам себе продюсер
Появляются сайты, где пользователь может примерить на себя социальные роли и стать, например, продюсером, если будет четко следовать представленной на сайте инструкции.
Пользователь регистрируется на сайте http://www.sellaband.com/, получая статус believer. Затем выбирает себе группу для раскрутки, платит в ее фонд $10 и ждет. А еще лучше: ищет других людей, которые бы согласились поддержать его начинание. Когда у группы наберется 5 тыс. believers или $50 тыс., она на эти деньги запишется в профессиональной студии. В результате продюсер получает бесплатный Limited Edition CD и деньги соразмерно своему вкладу. Деньги идут с рекламы на сайте и с продаж CD.
Сергей Дмитриев, сетевой аналитик Центра разработки ПО для мобильных сетей связи компании Siemens:
"Примеры зарабатывания на тренде просьюмеризма в индустрии программного обеспечения уже известны.
Модель создания программного обеспечения на основе открытых исходных текстов показала: создаваемое в рамках просьюмеризма затем вполне подлежит коммерциализации.
Этот тренд есть частный случай общего мегатренда, а именно - стирание граней внутри различных социальных явлений и между ними. Начинают стираться грани:
1. Между потребителем и производителем.
2. Между работником и работодателем - freelance становится все более популярным, а Интернет выводит это явление на новый уровень.
3. Между работой, учебой и частной жизнью - современные коммуникации позволяют выполнять большую часть работы вне офиса. Но при этом офис может достать вас звонком мобильника в любое время.
4. Между учителем и учеником - новые технологии, знания, явления появляются теперь все быстрее. В вузах уже многие сталкивались с тем, что по отдельным предметам студенты лучше осведомлены, чем преподаватели. Со временем подход к образованию изменится, обучающиеся будут ориентироваться на помощь самим себе, таким же обучающимся. И учиться они будут, выполняя реальные задачи".
Данис Сулейманов, аналитик-маркетолог United Fun Traders:
"Интересный проект в духе просьюмеризма - это книга "Стратегия исхода" Дугласа Рашкоффа. Это попытка создать интерактивный гипертекстовый роман с открытым исходником, но он все же не выкристаллизовался, а просто-напросто оброс комментариями вокруг работы самого автора.
Как правильно отметили многие, главная движущая сила просьюмеризма, корень всего - это самореализация (эго). А я добавлю: самореализация великих талантов и лидеров. Информационное общество - общество 2.0, если хотите, - дает всем равные шансы на это. То есть если в средневековье сыну пахаря практически невозможно было стать князем, то сейчас это на расстоянии двух кликов. А в итоге - бешеная конкуренция, которая подгоняет саму себя, - конкуренция на "стероидах".
Переходя к идее универ 2.0 (образование 2.0), попробую высказать мнение, что здесь все задается все теми же векторами. Только препятствий в 1000 раз больше: мне кажется, образование - вторая после церкви по консервативности система. Нужно не просто переделывать, а строить заново, да так, чтобы не отдаться-продаться хранителям традиционной школы. А там глядишь и сколлапсирует она сама по себе (со временем). Понятно, что без правильных инструментов, впрочем, как и без правильных лидеров, здесь не обойтись".