Книжную империю делили издатели Суворин и Сытин

В книготорговом деле ставка делалась на дешевизну и массовость

СПб. Первая типография открылась в городе в 1711г. В XIX в. на Невском работало 22 книжных магазина. Хорошо зарабатывали авторы, разорялись издатели.
До начала царствования Петра I Российскую империю обеспечивал книжной продукцией Московский печатный двор. Это была главным образом богослужебная и церковная литература. С приходом новой власти резко увеличилась потребность в научных и технических книгах, чертежах и картах. Чтобы решить проблему, Петр открыл типографию в Амстердаме. Оттуда книги доставлялись морским путем. Но царю, желавшему преобразовывать все и вся, этого было явно недостаточно. И в 1711г. в Петербурге открылась первая типография.
В 1783г. "Устав о вольных типографиях" позволил открывать в массовом порядке частные типографии и увеличить ассортимент книжных лавок. Но вскоре намерения государства превратились в мираж, поскольку новые издательства повели себя слишком вольно (большинство выпускаемых ими книг были "идеологически невыдержанными"). Чересчур свободомыслящих развезли по тюрьмам или отправили в Сибирь, а их предприятия закрыли.
Не горят, но продаются
Но XIX век внес свои коррективы в работу книгоиздателей. Предметом торга стали рукописи современных литераторов. Больше всех в этом преуспел купец Александр Смирдин. Он поставил дело на широкую ногу. Смирдин платил авторам баснословные гонорары (за право издать "Бахчисарайский фонтан" Пушкин получил 3 тыс. рублей - тираж разошелся за считанные дни), благодаря этому они могли кормиться литературным трудом.
В дальнейшем гонорары продолжали увеличиваться (молодые писатели получали 200 рублей за лист, знаменитые - 1 тыс. рублей), но вместе с ними росли и проблемы смирдинского предприятия. Будучи идеалистом, Смирдин отказывался учитывать вопросы прагматические - конъюнктуру рынка, баланс между коммерческим интересом и качеством произведения. Несоблюдение простых бизнес-правил привело предприятие Смирдина на грань банкротства.
Впоследствии издатели уже не были столь благосклонны к мастерам пера. Суворин полагал, что публиковать произведения давно умерших литераторов выгоднее - тогда не придется платить авторские. Адольф Маркс предпочитал гонорары современным авторам занижать, а разницу использовать по собственному усмотрению.
Первая книжная казенная лавка открылась в 1714г., частная - 54 года спустя. До 1770-х гг. книжная торговля в частных лавках шла, но книги продавались стоя на одной полке с бакалейным и лабазным товаром. Долгое время основным книжным центром Петербурга был Морской рынок у Царицына луга. К концу столетия вектор сместился на Невский пр. В пандан ему через некоторое время книгами начали торговать и на Садовой. Несмотря на небольшое количество наименований, книжная торговля росла и ширилась. В начале XIXв. на Невском располагались 22 книжные лавки и магазины.
С середины 1850-х гг. состояние книжной отрасли начало меняться. Купцы теперь смотрели на книгу как на товар и строили свой бизнес с расчетом на прибыль. Изменился внешний вид продукции - теперь она выпускалась на хорошей бумаге, в обложках, тисненных золотом, богато иллюстрированная (Вольф, Маркс). Издательства выпускали все, что могло иметь коммерческий успех (в 1860-е гг. естественно-научная, экономическая литература, позднее - детские книги и беллетристика).
Новые книжные магнаты (Сытин, Суворин) ставили на самые востребованные жанры, способные принести максимальный доход. Сытин начал с лубка, Суворин - с выпуска справочных изданий ("Вся Россия (Москва, Петербург)"). К привычным способам реализации (через магазины и лавки) добавились новые. Сытин продавал лубки через коробейников. Он действовал простым способом: тщательно изучив покупательский интерес, формировал потребительскую корзину в зависимости от того, куда направлялся продавец. Другой доходный способ придумал Маркс: художественные произведения издавались в качестве литературного приложения принадлежащего ему журнала "Нива"(ежегодные тиражи журнала выросли до 250 тыс. в год). А Суворин был обладателем единоличного права на торговлю печатной продукцией на железной дороге.
На дешевизну
Основную же ставку издатели нового времени делали на дешевизну и качество. Используя опыт Смирдина, они наладили серийные выпуски литературных произведений в формате pocket book. Цена на такие книги не превышала 25копеек. От финансового провала позволяли уйти огромные тиражи и хорошие обороты (например, на 1 января 1900г. общее число книг суворинской "Дешевой библиотеки" достигло около 4 млн экземпляров).
В начале ХХ в. книжная империя оказалась поделена между Сувориным и Сытиным. В отличие от Суворина, Сытин вел активную скупку конкурентов ("Товарищество А.Ф. Маркса", типолитографии Васильева, а затем Соловьева и т.д.). В результате к 1915г. основной капитал сытинского предприятия составил 3,5 млн рублей, а годовые обороты достигли невероятной по тем временам цифры - 18 млн рублей в год.
Поглотив соперников, Сытин последним пунктом своей деятельности назначил объединение под одной крышей нескольких учебных заведений, где можно было бы готовить специалистов издательского и книготоргового дела. Там же он хотел разместить институт, в котором разрабатывались бы новые сорта бумаги, краски, машины. Но события 1917г. вынудили издателя от своих планов отказаться.
Наборный цех типографии газеты "Сельский вестник", 1913 г.
На заметку
- В 1907г. было выпущено 9607 названий тиражом 38.810.773 экз. с общим оборотом 12.028.031 руб.
- В 1912г. - 34.630 наименований тиражом 133.561.886 экз. с общим оборотом 40.608.677 руб.
Источник: Книжное дело в России за 10 лет (1907-1916 гг.)
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.