00:0014 декабря 200600:00
975просмотров
00:0014 декабря 2006
В книготорговом деле ставка делалась на дешевизну и массовость
СПб. Первая
типография открылась в городе в 1711г. В XIX в. на Невском работало 22 книжных
магазина. Хорошо зарабатывали авторы, разорялись издатели.
До начала
царствования Петра I Российскую империю обеспечивал книжной продукцией
Московский печатный двор. Это была главным образом богослужебная и церковная
литература. С приходом новой власти резко увеличилась потребность в научных и
технических книгах, чертежах и картах. Чтобы решить проблему, Петр открыл
типографию в Амстердаме. Оттуда книги доставлялись морским путем. Но царю,
желавшему преобразовывать все и вся, этого было явно недостаточно. И в 1711г. в
Петербурге открылась первая типография.
В 1783г. "Устав о вольных
типографиях" позволил открывать в массовом порядке частные типографии и
увеличить ассортимент книжных лавок. Но вскоре намерения государства
превратились в мираж, поскольку новые издательства повели себя слишком вольно
(большинство выпускаемых ими книг были "идеологически невыдержанными"). Чересчур
свободомыслящих развезли по тюрьмам или отправили в Сибирь, а их предприятия
закрыли.
Не горят, но продаются
Но XIX век внес свои коррективы в
работу книгоиздателей. Предметом торга стали рукописи современных литераторов.
Больше всех в этом преуспел купец Александр Смирдин. Он поставил дело на широкую
ногу. Смирдин платил авторам баснословные гонорары (за право издать
"Бахчисарайский фонтан" Пушкин получил 3 тыс. рублей - тираж разошелся за
считанные дни), благодаря этому они могли кормиться литературным
трудом.
В дальнейшем гонорары продолжали увеличиваться (молодые писатели
получали 200 рублей за лист, знаменитые - 1 тыс. рублей), но вместе с ними росли
и проблемы смирдинского предприятия. Будучи идеалистом, Смирдин отказывался
учитывать вопросы прагматические - конъюнктуру рынка, баланс между коммерческим
интересом и качеством произведения. Несоблюдение простых бизнес-правил привело
предприятие Смирдина на грань банкротства.
Впоследствии издатели уже не
были столь благосклонны к мастерам пера. Суворин полагал, что публиковать
произведения давно умерших литераторов выгоднее - тогда не придется платить
авторские. Адольф Маркс предпочитал гонорары современным авторам занижать, а
разницу использовать по собственному усмотрению.
Первая книжная казенная
лавка открылась в 1714г., частная - 54 года спустя. До 1770-х гг. книжная
торговля в частных лавках шла, но книги продавались стоя на одной полке с
бакалейным и лабазным товаром. Долгое время основным книжным центром Петербурга
был Морской рынок у Царицына луга. К концу столетия вектор сместился на Невский
пр. В пандан ему через некоторое время книгами начали торговать и на Садовой.
Несмотря на небольшое количество наименований, книжная торговля росла и
ширилась. В начале XIXв. на Невском располагались 22 книжные лавки и
магазины.
С середины 1850-х гг. состояние книжной отрасли начало
меняться. Купцы теперь смотрели на книгу как на товар и строили свой бизнес с
расчетом на прибыль. Изменился внешний вид продукции - теперь она выпускалась на
хорошей бумаге, в обложках, тисненных золотом, богато иллюстрированная (Вольф,
Маркс). Издательства выпускали все, что могло иметь коммерческий успех (в 1860-е
гг. естественно-научная, экономическая литература, позднее - детские книги и
беллетристика).
Новые книжные магнаты (Сытин, Суворин) ставили на самые
востребованные жанры, способные принести максимальный доход. Сытин начал с
лубка, Суворин - с выпуска справочных изданий ("Вся Россия (Москва,
Петербург)"). К привычным способам реализации (через магазины и лавки)
добавились новые. Сытин продавал лубки через коробейников. Он действовал простым
способом: тщательно изучив покупательский интерес, формировал потребительскую
корзину в зависимости от того, куда направлялся продавец. Другой доходный способ
придумал Маркс: художественные произведения издавались в качестве литературного
приложения принадлежащего ему журнала "Нива"(ежегодные тиражи журнала выросли до
250 тыс. в год). А Суворин был обладателем единоличного права на торговлю
печатной продукцией на железной дороге.
На дешевизну
Основную же
ставку издатели нового времени делали на дешевизну и качество. Используя опыт
Смирдина, они наладили серийные выпуски литературных произведений в формате
pocket book. Цена на такие книги не превышала 25копеек. От финансового провала
позволяли уйти огромные тиражи и хорошие обороты (например, на 1 января 1900г.
общее число книг суворинской "Дешевой библиотеки" достигло около 4 млн
экземпляров).
В начале ХХ в. книжная империя оказалась поделена между
Сувориным и Сытиным. В отличие от Суворина, Сытин вел активную скупку
конкурентов ("Товарищество А.Ф. Маркса", типолитографии Васильева, а затем
Соловьева и т.д.). В результате к 1915г. основной капитал сытинского предприятия
составил 3,5 млн рублей, а годовые обороты достигли невероятной по тем временам
цифры - 18 млн рублей в год.
Поглотив соперников, Сытин последним пунктом
своей деятельности назначил объединение под одной крышей нескольких учебных
заведений, где можно было бы готовить специалистов издательского и
книготоргового дела. Там же он хотел разместить институт, в котором
разрабатывались бы новые сорта бумаги, краски, машины. Но события 1917г.
вынудили издателя от своих планов отказаться.
Наборный цех типографии
газеты "Сельский вестник", 1913 г.
На заметку
- В 1907г. было
выпущено 9607 названий тиражом 38.810.773 экз. с общим оборотом 12.028.031
руб.
- В 1912г. - 34.630 наименований тиражом 133.561.886 экз. с общим
оборотом 40.608.677 руб.
Источник: Книжное дело в России за 10 лет
(1907-1916 гг.)