Владимир Котляров "Толстый": "Превратим деньги в произведения искусства"

СПб. Имея много денег, легко стать известным. Художник Владимир Котляров далеко не миллионер, зато из денег он делает картины. Так и прославился на весь мир.

Картинами из франков, долларов, рублей, евро, фунтов разного номинала и годов выпуска "инкрустирована" вся далеко не маленькая московская квартира. Котляров даже шляпы, пиджаки и галстуки украшает деньгами, и совсем не стесняется в таком облачении появляться на людях.
У художника есть почти фантастическая теория о системе, которая к 2065 г. заменит деньги. Информационные аппараты будут следить за каждым человеком, отмечая его хорошие и плохие поступки. За хорошие поступки человек сможет получать от жизни больше удовольствий, а за плохие, соответственно, меньше.
Котляров везде и всегда просит называть себя "Толстый" (ударение на первый слог). Но к человеку почтенного возраста неловко так обращаться, однако уже первая попытка выяснить отчество резко обрубается оппонентом.
- Как вам нравится, так и называйте, только не по имени-отчеству. Хотите - цветочком? А то "художник Иван Петрович" звучит как-то убого, пресмыкательно. Тем более что псевдоним у меня появился естественным образом: в 8 классе я весил 70 кг, мой рекордный вес - 134 кг. Я действительно толстый.
- Почему картины из денег?
- Всем известно, что деньги - сильно влияющая на жизнь, на дух, на мораль людей субстанция. Художники до меня обошли это обстоятельство, что удивительно. Никто деньги не использовал в качестве художественного носителя, вместо бумаги. Ведь что мы делаем в своей жизни? Соревнуемся в создании новых поверхностей.
Задача художника, если он хочет о себе каким-то образом заявить, а не только продать нарисованную жопу или абстракцию, - создать некоторое беспрецедентное явление. Кроме того, в любом произведении искусства есть движение во внешний мир и нагнетание смысла. Таким образом, деньги в этих отношениях представляют собой прекрасное поле для деятельности, поскольку в денежных знаках изначально заложен смысл и есть определенная форма: рисунок, графика и так далее - все, что создано до художника. Это первое. Второе: деньги в сознании большинства - единица товарно-денежных отношений, к этой их роли все привыкли, и практически никто не замечает их более глубокой функции, философской что ли. Я обращаюсь с деньгами не привычным, а иным, но осознанным образом, и тем самым стараюсь привлечь внимание людей к их подлинной сути.
- Найдя новую утилитарную функцию для денежных знаков, Вы, по Вашему мнению, девальвировали их стоимость или, наоборот, сделали деньги "тверже"?
- Задача художника не пропагандировать свою идеологию, а побудить человека-зрителя искать ответы на вопросы. Я не протестую против денег. Какой-то обменный эквивалент обязательно нужен.
- От чего зависит набор денег на картине?
- В первую очередь от идеи, от интеллектуальной сущности, которой я наделяю картину посредством написанных на ней текстов.
Если коротко, то творческий процесс происходит следующим образом: утром просыпаюсь и начинаю складывать в узор, например, долларовые бумажки, до тех пор пока меня не удовлетворит получившееся изображение. Текст, который напишу, - это либо поток сознания, либо осознанные мысли, часто цитаты. Традиционные краски, которые использую, - цвета российского флага.
- Откуда деньги для картин берете? И не жалко вам их так тратить?
- Советское правительство столько раз обманывало свой народ, что у многих накопились приличные суммы.
Эти деньги уже ни на что не потратишь, но их немало. Деньги дарят знакомые. Часто валюту покупаю в антикварных магазинах, и опять-таки - дарят. Жалко ли тратить на картины? Знаете, я основал движение деньгистов.
Для деньгистов деньги - это просто бумажки, железки, они вообще не имеют натуральной стоимости.
биография
Владимир Котляров (арт-псевдоним Tolsty) - художник, артист и поэт.
- Родился в 1937 г., получил инженерное образование, окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "историк искусства".
- До эмиграции во Францию в 1979 г. работал реставратором, занимался авангардными формами искусства. Организатор многочисленных эпатажных акций.
- Сыграл около 40 ролей во многих картинах. Среди них фильм о русских эмигрантах "Потерянное лицо" (приз "Альби"), палач в "Королеве Марго" с Изабель Аджани ("Золотая пальмовая ветвь" в Каннах).
- Много лет назад стал одним из отцов-основателей мэйл-арта, а затем изобрел money-art - для создания произведений искусства использует денежные купюры и монеты.