00:0011 июня 200400:00
00:0011 июня 2004
Тетралогия будет длиться 20 часов
Тетралогия будет длиться 20 часов
СПб. Второй раз в истории Мариинского театра гергиевского периода
будет показана полная версия оперной тетралогииихарда Вагнера
"Кольцо нибелунгов".
С 10 по 15 июня в течение четырех вечеров на фестивале "Звезды белых
ночей" силами неутомимого маэстро слушателю предлагается романтический
оперный взгляд на сотворение мира, его мимолетные радости и неизбежный
закат с мировыми пожаром и потопом вследствие пагубной греховности.
Фундамент
К созданию гигантского оперного циклаихарда Вагнера "Кольцо
нибелунгов" Мариинский театр пришел, имея в репертуаре хрестоматийного
"Лоэнгрина" и сложнейшую оперную мистерию "Парсифаль" -- оперу, в
которой мятежный герой языческого мифа тетралогии, равно как и сам
композитор, находят искупление в сакральном пространстве христианских
ценностей.
Времени на освоение труппой Мариинского вагнеровской махины было
затрачено не так уж и много, учитывая адскую сложность преодоления
языкового материала. Во всяком случае маэстро Гергиев сдержал слово,
данное почти 10 лет назад в одном из интервью газете "Мариинский
театр", сказав, что в планах -- постановка "Кольца". В следующем году
он обещает показать "Тристана и Изольду".
Выбор
До появления "Кольца" во всех смыслах русского перед директором
театра Валерием Гергиевым стоял выбор разумного компромисса постановки
"Кольца" с немецкой командой.
Сначала, в 1999 г., возникло "Золотоейна" в исполнении мэтра
немецкой оперной режиссуры Йоханнеса Шаафа и очень популярного в
Германии театрального художника Готфрида Пильца.
Вторая часть тетралогии, "Валькирия", создавалась уже одним Пильцем,
совмещающим роли художника и режиссера. Неизбежные в русском оперном
театре интриги изгнали того и другого, оставив две первые оперы
тетралогии в архиве. Их стилистика с острыми акцентами на социальном,
политическом, психологическом, человеческом стала точкой отсчета, от
которой, как от противного, Гергиев доказал жизнеспособность другого,
не имеющего аналогов русского "Кольца".
Братство "Кольца"
В партнеры маэстро взял художников-радикалов, выбравших для своего
творчества путь уничтожения стереотипов: американского русского родом
из 1970-х Георгия Цыпина и москвича Владимира Мирзоева.
Им предстояло вывести на свет героев "Зигфрида" и "Гибели богов".
Цыпина Гергиев знал прекрасно, а потому небезосновательно ждал от него
чего-нибудь революционного. Что и получил, создав вместе с ним
беспрецедентное, подлинно мифологическое "Кольцо".
Эффекты
За четыре вечера с 20 часами музыки крышу может снести основательно.
Для этого прикладывает все силы не только пассионарный огнепоклонник
Гергиев, но и прежде всего художник-постановщик Георгий Цыпин и
художник по свету Глеб Фильштинский, который в российских театрах стал
каким-то всеобщим прожектором. Делают и феерические костюмы Татьяны
Ногиновой, представляющие смесь из элементов костюмов народов мира.
Цыпин выстраивает безумную по силе воздействия космогонию прямо на
глазах у ошарашенного зрителя. Он использует все пространство сцены,
чтобы поселить на ней в настоящую величину гигантов, карликов,
показать смещения земной коры, беря на себя роль театрального теурга,
творящего вторую природу. Зрелище страшное и великолепное.
кстати
- Между третьей и четвертой частями Гергиев предложит концертное
исполнение произведения русского Вагнера -- "Младу"имского-Корсакова
-- оперу-балет, созданную под мощным гипнозом тетралогии, в которой
действуют боги и полубоги славянской мифологии.
- По поводу же разрешения вопроса "кто здесь главный", в Мариинском
театре даже была созвана конференция, которая так и называлась:
"Вагнер иимский-Корсаков".