Мариинский покажет силу власти русского кольца

Тетралогия будет длиться 20 часов

Тетралогия будет длиться 20 часов<BR> СПб. Второй раз в истории Мариинского театра гергиевского периода будет показана полная версия оперной тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунгов". <P> С 10 по 15 июня в течение четырех вечеров на фестивале "Звезды белых ночей" силами неутомимого маэстро слушателю предлагается романтический оперный взгляд на сотворение мира, его мимолетные радости и неизбежный закат с мировыми пожаром и потопом вследствие пагубной греховности.<BR> <B>Фундамент</B><BR> К созданию гигантского оперного цикла Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунгов" Мариинский театр пришел, имея в репертуаре хрестоматийного "Лоэнгрина" и сложнейшую оперную мистерию "Парсифаль" -- оперу, в которой мятежный герой языческого мифа тетралогии, равно как и сам композитор, находят искупление в сакральном пространстве христианских ценностей.<BR> Времени на освоение труппой Мариинского вагнеровской махины было затрачено не так уж и много, учитывая адскую сложность преодоления языкового материала. Во всяком случае маэстро Гергиев сдержал слово, данное почти 10 лет назад в одном из интервью газете "Мариинский театр", сказав, что в планах -- постановка "Кольца". В следующем году он обещает показать "Тристана и Изольду".<BR> <B>Выбор</B><BR> До появления "Кольца" во всех смыслах русского перед директором театра Валерием Гергиевым стоял выбор разумного компромисса постановки "Кольца" с немецкой командой.<BR> Сначала, в 1999 г., возникло "Золото Рейна" в исполнении мэтра немецкой оперной режиссуры Йоханнеса Шаафа и очень популярного в Германии театрального художника Готфрида Пильца.<BR> Вторая часть тетралогии, "Валькирия", создавалась уже одним Пильцем, совмещающим роли художника и режиссера. Неизбежные в русском оперном театре интриги изгнали того и другого, оставив две первые оперы тетралогии в архиве. Их стилистика с острыми акцентами на социальном, политическом, психологическом, человеческом стала точкой отсчета, от которой, как от противного, Гергиев доказал жизнеспособность другого, не имеющего аналогов русского "Кольца".<BR> Братство "Кольца"<BR> В партнеры маэстро взял художников-радикалов, выбравших для своего творчества путь уничтожения стереотипов: американского русского родом из 1970-х Георгия Цыпина и москвича Владимира Мирзоева.<BR> Им предстояло вывести на свет героев "Зигфрида" и "Гибели богов". Цыпина Гергиев знал прекрасно, а потому небезосновательно ждал от него чего-нибудь революционного. Что и получил, создав вместе с ним беспрецедентное, подлинно мифологическое "Кольцо".<BR> <B>Эффекты</B><BR> За четыре вечера с 20 часами музыки крышу может снести основательно. Для этого прикладывает все силы не только пассионарный огнепоклонник Гергиев, но и прежде всего художник-постановщик Георгий Цыпин и художник по свету Глеб Фильштинский, который в российских театрах стал каким-то всеобщим прожектором. Делают и феерические костюмы Татьяны Ногиновой, представляющие смесь из элементов костюмов народов мира.<BR> Цыпин выстраивает безумную по силе воздействия космогонию прямо на глазах у ошарашенного зрителя. Он использует все пространство сцены, чтобы поселить на ней в настоящую величину гигантов, карликов, показать смещения земной коры, беря на себя роль театрального теурга, творящего вторую природу. Зрелище страшное и великолепное. <P> <B>кстати</B><BR> - Между третьей и четвертой частями Гергиев предложит концертное исполнение произведения русского Вагнера -- "Младу" Римского-Корсакова -- оперу-балет, созданную под мощным гипнозом тетралогии, в которой действуют боги и полубоги славянской мифологии.<BR> - По поводу же разрешения вопроса "кто здесь главный", в Мариинском театре даже была созвана конференция, которая так и называлась: "Вагнер и Римский-Корсаков".