Машина Бонсака дала прикурить табачному бизнесу

Сигаретный бизнес на широкую ногу, сам того не подозревая, поставил юный американский инженер Джеймс Альберт Бонсак. Ровно 122 года назад он запатентовал первую в мире машину для скручивания сигарет.

Сигаретный бизнес на широкую ногу, сам того не подозревая, поставил юный американский инженер Джеймс Альберт Бонсак. Ровно 122 года назад он запатентовал первую в мире машину для скручивания сигарет. Восемнадцатилетний инженер из штата Вирджиния кинулся в дебри сигаретного производства в корыстных целях. В 1877 году компания по продаже табака Allen& Ginter в поисках новых технологий объявила конкурс. Тому, кто изобретет машину, способную автоматически скручивать сигареты, фирма пообещала награду $75 тысяч. Сумма немалая, поэтому отнюдь не богатый мистер Бонсак решил напрячься и "родить" такой аппарат.
Сигаретная машина В течение 3 последующих лет будущий изобретатель пребывал в сильнейшем напряжении. Он боялся, что у него ничего не получится или, что еще хуже, его кто-нибудь обгонит. Однако желающих не нашлось и 27 февраля 1880 года Джеймс Альберт первым патентует свое сигаретное чудо, состоящее из невероятного количества шестеренок, роликов и рычагов. Он немедля отправляет свой, надо сказать, немаленький агрегат в офис Allen&Ginter. Однако неудачи начались уже на подходе к $75 тысячам. Машина, на которой везли "сигаретницу", сгорела. Мистер Бонсак не сдался и на деньги, полученные за страховку, через год соорудил еще одну машину. "Сигаретницу 2" табачный гений довез до места назначения. Однако во время испытаний стало понятно, что машина "выплевывает" сигареты через раз. Кроме того, сами табачные изделия не всегда имели товарный вид. Джеймса Бонсака выставили за дверь, а мечта о кругленькой сумме так и не была воплощена в реальность.
Второе дыхание Тем временем расстроенного Бонсака уже взял на заметку мистер Бак Дьюк, владелец компании American Tobacco Co. Именно этому предприимчивому бизнесмену с помощью машины Бонсака удалось перевернуть представления общества о табачном бизнесе. К 1919 году он добился того, что сигареты стали намного популярнее сигар и трубок. В 1883 году мистер Дьюк заказал горе-изобретателю две сигаретные машины. Джеймс Альберт быстренько соорудил второй "полуфабрикат". В качестве "бонуса" за несовершенную конструкцию табачный магнат выкупил у инженера права на сигаретный аппарат. Пока Бонсак радовался, что сумел получить за свое детище хоть что-нибудь, Дьюк напряженно работал. Он взял себе в помощь механика Уильяма О'Брайена, вместе с которым к 1884 году и довел машину по скручиванию сигарет до ума. Этот аппарат производил 10-15 тысяч сигарет в час и заменял 48 рабочих рук. Для сравнения: человек за минуту мог свернуть всего 4 сигареты, в час выходило не больше 240 штук. К концу рабочего дня снижалась и эта цифра, поскольку рабочие уставали. Техническое ноу-хау позволило значительно сократить затраты на производство сигарет, в результате чего цена на последние упала в 2 раза. Для того чтобы продвинуть свой продукт, который в те времена жестко конкурировал с сигарами и трубками, Дьюк, сославшись на мнения медиков, заявил, что трубочный и сигарный дым слишком вредный. Кроме того, свой товар мистер Дьюк объявил "символом новой скорости современной жизни". Процесс выкуривания маленькой сигареты занимал гораздо меньше времени и выглядел более демократично, чем пафосные трубки и сигары. За тот же 1884 год на своих машинах компания American Tobacco Co выпустила 744 млн сигарет. Это больше, чем изготовили все фабрики США вместе за предыдущий год. Настойчивость Дьюка позволила ему обойти конкурентов. Бонсаку оставалось только кусать локти.
Ручная Россия В России машины для скручивания сигарет появились только при советской власти, в 1928 году. Позже появились и советские станки по производству папирос и сигарет. Причем вокруг табачных фабрик до сих пор ходят легенды. В частности, говорят, что в СССР эти производства получали особый статус и считались стратегическими объектами. Все из-за того, что диаметр советских папирос был как раз таким, чтобы в случае необходимости можно было на тех же станках запустить выпуск патронов. В дореволюционной России первые табачные мастерские появились в Петербурге еще в петровские времена. Их открывали иностранцы. В основном они производили в незначительных количествах крошеный курительный табак. К 1812 году таких производств было шесть. Все они работали на привозном сырье. Наряду с курительным широкое хождение имел и табак нюхательный. В екатерининскую эпоху многие петербуржцы отдавали предпочтение именно нюхательному табаку: "гишпанскому", французскому или немецкому. Во второй половине XVIII века с привозным товаром успешно конкурировал и местный, главным компонентом которого был аммерсфортский табак, а проще говоря, махорка. Курительный табак уступал по популярности нюхательному вплоть до 1810-х годов. Только в годы царствования Александра I трубка и сигара начали энергично вытеснять табакерку из обихода. Появление папирос произвело настоящую революцию в отечественном табачном производстве. Первое упоминание о них встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Изготовлением папирос занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских. В 1860 году папиросы крутили на 551 предприятии России, причем везде -- вручную. А в 1914 году возникла первая крупная российская табачная монополия "Санкт-Петербургское торгово-экспортное акционерное общество", объединившее 13 табачных фабрик в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и Феодосии. Предприятия общества вырабатывали 56% табачных изделий, производимых в России. К началу ХХ века табачная торговля стала одной из самых прибыльных направлений коммерции. Первая мировая война вообще привела к "папиросному буму": табак становится неотъемлемой частью солдатского пайка. На сегодня на петербургском табачном рынке, как и во времена Петра I, доминируют иностранцы. Кстати, большинство из них использует машины совсем не американского происхождения. Хорошо зарекомендовали себя станки германской фирмы HAUNI, итальянской GD.