00:0027 февраля 200200:00
2просмотров
00:0027 февраля 2002
"Российскому медиа-рынку сильно мешает бесконечный нудеж по поводу свободы слова", -- считает директор программы "Поддержка российских СМИ" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Алексей Панкин.
"Российскому медиа-рынку сильно мешает бесконечный нудеж по поводу свободы
слова", -- считает директор программы "Поддержка российских СМИ" Института
"Открытое общество" (Фонд Сороса) Алексей Панкин.
Алексей Панкин недавно занял свой пост. Институт "Открытое общество" в 2002 году
значительно скорректировал политику в области СМИ. О том, как теперь Фонд Сороса
намерен поддерживать российские средства массовой информации, Алексей Панкин
рассказал в интервью "ДП".
-- Перемены связаны с Вашим приходом?
-- Скажем так: сначала изменилась политика, а затем пригласили меня. Ранее фонду
приходилось работать в России в обстановке перманентного кризиса. Главный пафос
программы, которая существовала во времена хаотических преобразований,
управления и кризиса, заключался в том, чтобы по мере возможности помочь прессе
выжить. Средства в основном направлялись на помощь конкретным СМИ. Сейчас стало
понятно, что жизнь в России довольно резко нормализовалась. Поэтому московским,
нью-йоркским и будапештским офисами института была составлена новая программа,
направленная на адаптацию СМИ к новым условиям. Рекламный рынок растет, на
первое место выходит не умение выкрикнуть, чего хочется, а постановка дела как
бизнеса. Поэтому в этом году приоритеты заметно сместились. В первую очередь это
юридическая поддержка СМИ. Речь не идет о защите конкретного СМИ от конкретных
преследований. Смысл в том, чтобы проанализировать законодательство, касающееся
прессы как специфического института и как бизнеса. И составить в результате
что-то вроде аннотированного перечня, согласно которому медийные менеджеры могут
действовать, например, в ситуациях, когда законы вступают в противоречие друг с
другом. Здесь имеется в виду и собственно правовой аудит, которому
СМИ-добровольцы смогут себя подвергнуть, чтобы оптимально выстроить деятельность
в соответствии с нынешними условиями.
-- Что имеется в виду?
-- Правовой аудит -- это некие шаги, чтобы сделать свою деятельность максимально
прозрачной. Задача -- грамотно обустроить медиа-среду, сделать прессу как можно
более неуязвимой. Защищаться не криками, воплями и выходами на демонстрацию, а
так, чтобы на каждый вопрос у редактора был адекватный ответ. Еще 2 года назад
такой проект был бы немыслим. Теперь СМИ говорят: давайте, давайте, ждем с
нетерпением... Понятно, что все непросто, и когда дойдем до дела, начнется
"крутеж-вертеж", но все равно -- это признак перемен. Сейчас уже вовсю ведется
анкетирование. Всего в работу по правовому аудиту будут вовлечены порядка 500
региональных редакций. Так что все желающие могут подвергнуть себя правовому
аудиту.
-- В программе по поддержке СМИ упоминается коалиция медийных адвокатов?
-- Предполагается подготовить около 40 юристов, которые будут знать буквально
все о том, как должны функционировать СМИ в самых разных ипостасях.
-- Разве таких специалистов нет?
-- Сейчас все это более разрозненно. Кто-то знает, как, грубо говоря, защищать
свободу слова, кто-то -- как отстаивать права в арбитражных судах, кто-то
специализируется на защите интеллектуальной собственности в области СМИ, но на
специалистов, которые могут все это грамотно увязывать, большой дефицит.
Которые, к примеру, могут объяснить, какое отношение к арбитражным спорам имеют
решения Европейской комиссии по правам человека.
-- Усилия фонда по юридической поддержке СМИ косвенно свидетельствуют о том, что
"наездов" на печать становится больше...
-- Наше большое государственное начальство идет по абсолютно правильному и
нормальному пути. В любом учебнике по демократической прессе -- даже самом
разамериканском -- написано, что государство использует любую слабость прессы,
чтобы на нее надавить и действовать в выгодном для госмашины направлении. Просто
вся система должна быть выстроена таким образом, что если бы даже государство
захотело "замочить" СМИ, то у него ничего бы не вышло. У нас такой системы пока
нет. Правительство сменилось, и оказалось, что любого можно брать и, условно
говоря, сажать в тюрьму. А на аргументы типа "Почему нарушают все, а страдаем
только мы", следует совершенно логичный ответ: "А ты не нарушай -- тебя не
тронут".
-- Как в этих условиях обстоит дело с приходом иностранных инвесторов?
-- Главное препятствие для того, чтобы сюда начал приходить серьезный
медиа-бизнес, -- это бесконечный нудеж по поводу свободы слова. Все, что читает
и видит по телевизору рядовой западный инвестор о России: как преследуют НТВ,
ТВ-6, Киселева, Пасько... Кто в этих условиях захочет вкладывать деньги? На
уровне первого отсева это очень сильно вредит развитию местной прессы. В этих
условиях Дерк Сауер (глава издательского дома Independent Media. -- "ДП"),
который бегает и кричит, что у меня Cosmopolitan зарабатывает больше, чем 50
других франшиз, смотрится инородным телом.
-- В программе "Поддержка российских СМИ" говорится, что "официальный рекламный
рынок чрезвычайно узок и монополизирован"...
-- Действительно узок и действительно монополизирован. Главный игрок, который
контролирует ключевые позиции на телевидении, -- "Видео Интернешнл" сейчас
активно проникает и в регионы. И в области не только продаж рекламы, но и
различных рейтингов и измерений. Для Вашей правильной газеты, чтобы исключить
возможность судебных исков, скажем так: существует общепринятое мнение, что эта
структура пользуется покровительством государства. Мы не настроены на
разрушительные перемены. Глупо ниспровергать, не имея чего-то взамен. Но мы
намерены проводить проекты по организации системы измерений печатного и
телевизионного рынка. Если это и не будет ударом по монополии, то поможет, в том
числе и рекламодателям, выяснить ситуацию на рынке.