ТРК "Петербург" стала телевидением с нечеловеческим лицом

Сприходом на пост первого заместителя генерального директора ТРК "Петербург" Максима Яковлева на экране появился ангельский профиль. Как утверждают психологи, по логотипам вполне можно проследить эволюцию менеджмента 5-го канала.

Сприходом на пост первого заместителя генерального директора ТРК "Петербург" Максима Яковлева на экране появился ангельский профиль. Как утверждают психологи, по логотипам вполне можно проследить эволюцию менеджмента 5-го канала. Во времена Бэллы Курковой эфир "заслоняла" крупная цифра "5". После 1998 года, с приходом Ливиева, появилась изогнутая буква "П". Летом 1999 года, когда пост главы канала заняла Ирина Прудникова, телевидение перестало обходиться лаконичными, но достаточно "лобовыми" знаками, и "зацвело" сиреневой рябью, перечеркнутой створкой моста. Автором последнего символа был дизайнер Александр Колобов.
Психо-лого Директор Института личности Сергей Сергеев взялся установить взаимосвязь между эмблемами 5-го канала и типами управления. "Цифра "5" эпохи Бэллы Курковой свидетельствовала о комплексе отличника, эдакого "интеллигента", который много говорит, но, по сути, ничего не может сделать. Буква "П", к примеру, отсылает к анаграмме Петра I, его печати, и говорит о всеядности менеджера, его авторитарности, стремлении настоять на своем, несмотря на объективные причины". Как самый неудачный и тяжеловесный Сергей Сергеев оценил "мост": "При видимом желании руководства "навести мосты" одностворчатость свидетельствует о весьма одностороннем взгляде. Кроме того, в Петербурге разведенный мост означает некоторое ожидание, пассивность". Впрочем, осторожно отнесся психолог и к новому знаку. По мнению Сергея Сергеева, ангел выглядит слишком отстраненным от происходящего на экране, "расходится во взглядах" со зрителем. "При всей симпатичности лика, его устремления будто бы лежат в стороне от реальности. Стремление к эзотерике также свидетельствует о противоречивой личности того, кто выбрал знак. С другой стороны, возможно, логотип отражает желание как менеджера, так и самого общества обрести защиту".
Совпадение Пресс-секретарь Максима Яковлева утверждает, что совпадение нового логотипа с приходом нового заместителя случайно: генеральный директор канала давно хотела поменять знак. Тем не менее в качестве консультанта нового оформления канала был привлечен именно Максим Яковлев, который, в свою очередь, обратился к московскому рекламному агентству "Единый виртуальный мир". "Я давно знаком с их работами, - объясняет он. - Первое, что они сделали на телевидении, были бегущие лошади в передаче "Вести". Многие московские каналы, в том числе ОРТ, обслуживает "Единый виртуальный мир". Я был в них уверен. В итоге мы выбрали лик ангела с собора Святого Петра и Павла, которому, как и городу, исполнится 300 лет. Мне кажется, что это очень символично для Петербурга. В ТРК "Петербург" обсуждались и другие варианты, но все они так или иначе были связаны с памятниками культурной столицы".
Профпригодность "Ангельская" идея возникла у генерального продюсера агентства Игоря Барбэ. "Пожалуй, впервые в истории городского телевидения Петербурга появляется не что-то, сделанное руками 17-летних дилетантов, воображающих себя телевизионщиками, а профессиональные решения, которые, например, способны реально бороться за премию "Тэффи", - рассказывает Игорь Барбэ. - Участвовали в проекте очень талантливые люди. Например, сорежиссером рекламных "отбивок" был сын Никиты Михалкова - Артем Михалков, музыку написал Артем Артемьев, режиссер-монтажер - Норман Лацис. Делался же проект на самых лучших инструментах из существующих в природе". О бюджете нового оформления креатор не сообщил, намекнув, что стоимость всей работы (логотипа и около 40 "отбивок") меньше, чем один клип Филиппа Киркорова, а реализовывали проект тоже за крайне маленький срок - 28 дней.
Оберег Новый лик сразу же вызвал много вопросов. Во-первых, это нетипичный знак для канала: обычно телевидение ориентируется на техногенные знаки. Собственно, абстрактные знаки - тенденция последних лет, и появление одушевленного "предмета" и лиричных отбивок также могло быть воспринято как подтверждение привычной провинциальности канала. "Согласитесь, что логотип - лик ангела, причем не только одушевленного, но и реально найденного в пространстве Петербурга, существующего в городе с первого рисунка Петра, - это некий оберег города. Хотя, возможно, можно было более качественно объяснить зрителю идею, - признает Игорь Барбэ. - Для меня, например, было большой неожиданностью обнаружить, что многие не узнают в логотипе ангела".
P.S. В конце прошлой недели генеральный директор ТРК "Петербург" Ирина Прудникова предложила написать заявление об уходе своему заместителю и коммерческому директору канала Олегу Меджитову. Причина проста: двух ангелов на одном канале быть не может.