Идеалы Антона Лубченко

Молодой композитор Антон Лубченко работает в бешеном ритме, а выступает всегда с полной самоотдачей. Он хочет сделать классику более доступной.

В детском возрасте я все время какие-то песни пел, по ящикам стучал. Бабушка, заметив мое рвение, отдала меня в хоровую студию. Так что года в три я уже знал ноты. Я тогда думал, что миром владею - нотную грамоту знаю. Первое произведение написал лет в шесть. Это была опера по Гофману «Песочный человек. К педагогу я всегда приходил с уже готовым сочинением. Когда сочинение закончено, какой смысл там что-то переделывать - проще новое написать! Господь всегда дает шансы, вопрос в том, можешь ли ты их использовать. В 16 лет на конкурсе Союза композиторов я получил первую премию. На открытии Пасхального фестиваля в Петербурге прозвучала моя литургия. Мне было 18. После этого в Москве консерваторский хор исполнил литургию, за границу ее возили. Я считаю себя человеком верующим, очень люблю русскую духовную музыку. Традицию написания духовной музыки своего народа нужно возрождать. Очень большую роль в моей жизни сыграла Лариса Абисаловна Гергиева. Благодаря ей я попал в Мариинский театр на конкурс опер на сюжеты Гоголя. И благодаря ей появилась возможность показать свои сочинения самому маэстро. Я сначала дико его боялся, но с первых же слов, которые он мне сказал, всякая боязнь пропала. Он человек открытый, звездной болезни у него нет. Я думаю, когда творческий человек многое собой представляет, он искусственно свою значимость не раздувает. Работать надо в бешеном ритме. Я пишу реквием, на который мне дали 3 дня, писал оперу за 20 дней. Сейчас люди так мыслят. Надо уметь все Я считаю своим достоинством, что могу писать разную музыку - балет, оперу, музыку для кино, симфонии. Я могу написать суперавангардную музыку, а могу написать совсем просто. Сейчас надо все уметь. 15 сентября в Таиланде фестиваль Dance and Music открывается моим Concerto Requiem. В Торонто будет ставиться балет Symphony in colours на мою музыку, премьера 4 марта 2009 года, меня зовут ею дирижировать. У меня есть полгода, чтобы научиться делать это хорошо. Недавно вышел диск «Кармадонская соната, посвященный съемочной группе Сергея Бодрова-младшего, погибшей 5 лет назад. Когда Елена Гуревич, мать оператора-постановщика, попросила меня написать посвящение, у меня в голове сразу выстроилось, как это сделать. Я никогда не берусь за неинтересные мне работы, которые не чувствую. В последнее время у меня было несколько заказов подряд, связанных с печальной тематикой: опера, посвященная жертвам Беслана, синемафония об армянском геноциде. Конечно, у меня есть идеи, как сделать классику более доступной сегодняшнему слушателю. Например, в балете Offertorium в одной сцене я использую много музыкальных идей, идущих от современной поп- и рок-музыки, у нас и инструменты будут соответствующие - саксофон, электрогитара. Offertorium - балет, который я сейчас пишу для Metropolitan Opera и Мариинского театра по мотивам сказки Оскара Уайльда «Рыбак и его душа. Там очень интересная для сценического сочинения фабула, про то, как рыбак влюбляется в морскую царевну и ради нее отказывается от своей души. Сначала мы с хореографом Питером Кванцем думали о другом сюжете, а потом возник Оскар Уайльд. Я за ночь прочел эту сказку и утром сказал - да, Питер, давай ее ставить. Тема отречения от души во имя каких-то благ очень современна, многие ведь сейчас это делают. Предают свои идеалы, принципы. Для работы мне просто необходимо одиночество. Не могу писать, когда отвлекают звуки. А когда прекращаю работать, очень хочется общаться. С хорошими людьми я люблю общаться даже в плохом настроении, а с плохими не люблю, но часто приходится. Мне говорят гадости, и даже такие люди, от которых этого совершенно не ждешь. Мне это непонятно. В человеческих отношениях много ошибок делаю. Я могу отрезать. Могу наорать, а потом жалею. Отдыхаю я очень мало. Иногда мне кажется, что сон - самое величайшее счастье, потому что редко удается выспаться. Тяжело, когда не можешь ночью уснуть из-за бессонницы, это очень раздражает. Я ночами часто работаю, и мозг свой до такой степени заведешь, что уже не уснуть. Жуткое чувство. До 7 часов утра лежу, пока голова не отключится. А вообще я счастливый человек. Я в себе внутренние разлады не культивирую, не боюсь смерти. Мне кажется, я не могу умереть раньше, чем сделаю все, что нужно, в этой жизни.
Композитор Антон Лубченко считает, что люди сейчас мыслят быстро, поэтому писать музыку для них тоже нужно быстро. фото: екатерина рыжова