Кто заплатит за мошенничество с кредитной картой

Арбитражный суд вынес прецедентное решение: теперь убытки из–за мошеннических операций по пластиковым картам понесет банк, а не его клиент.

В середине марта этого года Федеральный арбитражный суд
(ФАС) Северо–Западного округа вынес постановление, что впредь компания —
клиент банка — не должна платить за убытки по операциям, которые признаются
кредитной организацией мошенническими.
Раньше любые протесты держателей пластиковых карт по таким
операциям оборачивались убытками для предприятий торговли. Юристы считают такое
решение ФАС прецедентным. Теперь банки могут повысить тарифы для корпоративных
клиентов на услуги по операциям с пластиковыми картами.
Два года назад ОАО "Альфа–Банк" обратилось в
Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти с иском к ООО "Ассоциация "Отели на
Невском" о взыскании 356 тыс. рублей задолженности по договору эквайринга,
заключенному между ними в 2004 году.
В октябре 2005 —январе 2006 года платежи по ряду операций на
такую сумму имели мошеннический характер. Согласно заключенному между ними
договору, Альфа–Банк потребовал возврата переведенных на счет "Отелей на
Невском" средств. Банк имел право и безакцептно снять эти деньги со счета
клиента, но на нем не оказалось необходимой суммы.
После 2 лет судебных тяжб между ассоциацией "Отели на
Невском" и Альфа–Банком ФАС СЗФО пришел к выводу, что на компанию не могут быть
возложены риски банка.
В постановлении ФАС СЗФО от 15 марта 2010 года говорится:
"Общество ("Отели на Невском". — "ДП") не является членом платежной системы
Visa Iternational.Кто
заплатит за мошенничество с кредитной картой
Поэтому при надлежащем исполнении Обществом условий
идентификации плательщика, включая прием к платежу карты после присвоения
банком–эмитентом кода авторизации операции, на него не могут быть возложены
риски последующего признания банком–эмитентом либо международной платежной
системой проведенных операций".
В итоге ФАС постановил, что компания не могла и не должна
была знать о мошенническом характере проводимых операций и поэтому
ответственность за списание денег не может быть на нее возложена. В Альфа–Банке
от комментариев по этому делу отказались.
"Судебные расходы, включающие в себя услуги адвоката,
составили значительную сумму, хотя и меньшую, чем цена иска. В ближайшее время
состоится отдельное судебное заседание, на котором будет решен вопрос о
возмещении Альфа–Банком понесенных нами издержек", — говорит Михаил
Березин, владелец ООО "Ассоциация "Отели на
Невском
".
Юристы отмечают, что хоть прецедентного права в России и
нет, но теперь клиенты банков смогут смело пытаться опротестовывать убытки по
мошенническим операциям.
"У меня есть среди клиентов банки, которые объективно
понимают, что теперь им перестанут платить, и это новый и сильный удар, —
говорит Дмитрий Ильин, адвокат (защищал интересы ассоциации "Отели на Невском" в
суде). — Есть серьезный риск, что банки повысят тарифы за обслуживание
операций по картам, застраховав таким образом свои риски. Полагаю, что теперь
усложнится и сам процесс опротестования мошеннических операций".
Сейчас услуга эквайринга стоит ретейлерам 1,5–2,5% торгового
оборота в месяц, однако оплата электронными деньгами составляет всего 1–2%
оборота, говорят ретейлеры. Петербургские банкиры говорят, что в подобных
случаях всегда удавалось договориться с клиентами.
"Безусловно, с аналогичными проблемами мы тоже сталкивались,
но всегда нам удавалось решать их во внесудебном порядке. Не думаем, что данное
судебное решение существенным образом отразится на работе банков, оказывающих
услуги эквайринга", — полагает Павел Филимоненок, заместитель председателя
правления банка "Санкт–Петербург".