Дмитрий Давыдов в своем блоге представил читателям историю преподавателя курса MBA в Harvard Business School профессора Макса Базермана, который уже не первый год продает своим студентам двадцатидолларовую купюру выше ее номинала.
В начале занятия профессор показывает учащимся свою купюру и сообщает, что
отдаст ее человеку, который заплатит за нее большую сумму денег. Главное отличие
от традиционных аукционов – условие, что человек, предшествующий победителю,
отдаст профессору ту сумму, которую готов был заплатить за $20. То есть в
торгах, где победитель получает купюру за $16, предыдущий участник, предложивший
$15, вынужден будет распрощаться с деньгами.
Обычно к моменту достижения заявок $12–16 большинство студентов выпадают из
аукциона, а остаются только два самых настойчивых. После достижения отметки $20
становится ясно, что предыдущий заявитель не желает проиграть свои $19 и
поднимает ставку до $21. Подобный факт всегда вызывает смех среди учащихся MBA,
но, но мнению профессора, этот случай очень точно описывает большинство
бизнесменов.
Некоторые аукционы Базермана достигали рубежа $204. Профессор объясняет эту
ситуацию опасением топ-менеджеров терять что-либо, что вынуждает их вести себя
крайне нерационально и неадекватно. Когда торги достигают $12–16, второй
участник пытается избежать серьезной потери, поэтому начинает поднимать ставку.
В целях минимизации потерь каждый бизнесмен стремится стать победителем, но эта
гонка приводит только к тому, что каждый соперник теряет все больше денег.
Макс Базерман рекомендует своим ученикам фиксировать убытки, пока они
минимальны и никогда не доверять деньги управленцам со степенью
MBA.