Какой должна быть школа для подростков

Какой быть школе, в которой учатся подростки, чтобы эта учеба соответствовала потребностям и возможностям возраста? На этот вопрос отвечает кандидат педагогических наук Михаил Эпштейн.


Для ребят в подростковом возрасте становится особо важной романтика путешествий, приключений, возможность риска. Они зачитываются книгами о странных происшествиях; дальних путешествиях, опасных приключениях; рыцарях, пиратах и бандитах; отважных сверстниках, совершающих подвиги, преодолевающих всевозможные сложности, посрамляющих зло и подлость; всевозможных детских "тайных обществах" и компаниях подростков, имеющих свою "тайную", скрытую от взрослых и других сторонних людей, жизнь.
Том Сойер, Геккельбери Финн, Пеппи Длинный чулок, Тимур и его команда, Капитан Сорви-голова, а теперь – Гарри Поттер – вот герои ребят этого возраста. Такой же неспокойной жизни хотелось бы и им самим.
Размеренность будней им скучна, противна, и, в некотором смысле, противопоказана, так как именно в нестандартных ситуациях и воспитывается воля, чувство ответственности за товарища, доброта и умение прощать, умение постоять за себя и сдержать данное слово и многие другие человеческие качества. Похоже, что без таких испытаний эти качества не закаляются. И ребята в соответствии с требованиями природы начинают искать приключений "на свою голову", как часто говорят взрослые. Понятно, что часто такие самостийные приключения, испытания окружающего мира на "что делать можно – а что делать нельзя" приводят к печальным последствиям.
И вот парадокс: запрещать нельзя – все равно найдут лазейку, и будет только хуже; и разрешать нельзя – есть множество разных реальных опасностей.
Выход: помогать ребятам в поиске приключений "более-менее культурным образом": ходить с ними в походы, ездить в дальние поездки, на сборы, совершать вместе "маленькие безумства", открывать удивительные места и вещи…
Другая характерная черта подростков – стремление жить в своем сообществе. Причем в таком сообществе, где тебя принимают; в котором есть особые правила жизни, которые хочется соблюдать и в том числе, создавать эти правила самим.
Книги Крапивина, Гайдара, Франка, Баден-Пауэлла, Сетона-Томпсона и других об этом – о неизбывном желании подростков быть своим в своей компании. Детские отряды и республики, описанные в книгах Макаренко, Корчака, Сороки-Росинского, Кассиля и есть один из вариантов организованного (и не очень) воплощения этой потребности ребят. Все они являются к тому же первой школой демократии.
Для ребят очень важно пытаться организовывать свою жизнь "своими руками", а не быть только организуемыми взрослыми, важно учиться создавать самим ситуации, где им интересно (или по крайней мере активно участвовать в этом наравне со взрослыми).
Что им интересно? Музыка и танцы, театр и компьютеры, Интернет и походы, работа в мастерских и возможность заработать первые свои деньги, и многое-многое другое. Но для того, чтобы ребята могли попробовать все это делать, им нужно помочь и, в том числе, помочь с обустройством необходимой материальной среды, создание которой им пока одним самим не по силам.
Учеба – поиск, эксперимент, проект
Исследовать мир и себя в нем вместе со сверстниками – основная задача этого возраста. В связи с этим при организации учебного процесса в школе акцент должен быть сделан на предоставлении ребятам возможности выбора видов деятельности, на освоении способов индивидуальной и коллективной работы, на проведении экспериментов по максимальному количеству предметов. Вполне возможен и постепенный уход от предметов и переход к деятельности, объединяющей в учебном проекте несколько предметных областей. От прохождения всем классом единой программы акцент смещается в сторону индивидуальных учебных маршрутов ребят. Это означает качественное изменение учебного материала – не только доска, мел и учебник становятся необходимыми для нормальной организации учебного процесса, а и материалы для опытов по химии, биологии, физике, географии; расширение возможностей мастерских; доступ к современной компьютерной и другой технике и т.п.
Все это также означает изменение роли учителя в учебном процессе. Учитель перестает быть основным источником информации для ребят. Он становится организатором их совместной работы; консультантом; специалистом, подготавливающим необходимую материальную среду; профессионалом в области поиска и обработки информации. Все это не слишком свойственные роли для "традиционного учителя", и освоение их также требует определенных усилий. Особенно учитывая сложившиеся стереотипы школьной работы, достаточно крепко сидящие в нас, педагогах.
Вот вопрос: готовы ли мы к такой странной жизни?
Материал предоставлен образовательным центром "Участие"