В начале 2000-х итальянский автогигант FIAT переживал кризис. Аналитики прогнозировали скорую кончину компании, но ошиблись. Ее спас прагматизм, помноженный на патриотизм.
Если посмотреть газетные заголовки 2003 года о FIAT, в
будущее итальянского автопрома верили не все. Статьи если и не напоминали
некрологи, то точно прогнозировали скорую кончину компании. И было от чего:
акции упали до исторического минимума, последнюю серьезную прибыль концерн
показывал лишь в 1989 году, более чем 10 следующих лет FIAT был почти или явно
убыточен.
Увольнения не спасали, а, наоборот, только накаляли
обстановку, объемы продаж стабильно падали. Объединение Европы ужесточило
конкуренцию автопроизводителей. Чтобы расплатиться с долгами, частично
закладываются в банки акции родственной компании Ferrari.
Убытки FIAT по итогам 2002 года составили более 4 млрд евро.
В январе 2003 г. уходит из жизни президент компании, "господин FIAT" Джузеппе
Аньели, не оставляя после себя никого, кто мог бы возглавить концерн. Даже
корпорация GM, ранее планировавшая купить FIAT, и та потеряла интерес. Хуже быть
уже не могло.
Президентом FIAT становится Лука ди Монтедземоло,
харизматичный лидер, занимавший пост президента
Ferrari. Несмотря на то что планировали
уволить более 12 тыс. человек, профсоюзные забастовки не позволили это сделать.

Читайте также:
Heroes of Might and Magic: игра окончена
Компанию спас прагматизм, помноженный на патриотизм. FIAT
почти всегда был символом итальянского автопрома. Этот его статус поддерживает
правительство Берлускони, введя налоговые льготы для малолитражек, что
стимулирует потребление. Все силы концерна бросаются на реанимацию
автомобильного бизнеса.
Монтедземоло распродает активы, не связанные с
автомобилестроением (от консалтинга до издательского бизнеса). Срочно
обновляется модельный ряд - компания должна вернуться к "народному" автомобилю.
План жесткий: за 3 года вывести на рынок 20 новых
автомобилей. Унифицируются автомобильные платформы и узлы, используются
наработки Opel (GM является одним из акционеров FIAT). Попытка догнать
ушедший вперед рынок увенчалась успехом. Новые модели FIAT вызывают
интерес потребителя, так что в последнем квартале 2005 г. получена первая за
много лет прибыль в 25 млн евро. 
Виктор Тамберг