Почему web-опросы терпят крах

Автор фото: http://klopp.ru/uploads
Опрос, размещенный на сайте BBC-Russian, содержит четыре варианта ответа на вопрос "Вы пьете одеколон, антифриз или моющие средства?": "регулярно", "крайне редко", "никогда" и "я вообще не пью"

Попытки выявить мнение россиян посредством интернет-голосований все чаще терпят крах. Сетевые опросы то и дело выливаются во флэш-мобы шутливо-протестного толка. По мнению экспертов, причина такого положения дел – однородность аудитории интернет-пользователей, а также свойственные ей протестные настроения.

На прошлой неделе организаторы проекта "Имя Россия. Исторический выбор-2008" приняли решение "обнулить" результаты web-опроса, призванного выявить "главного героя отечественной истории".
Причиной для такого решения телеканала "Россия", Института российской истории РАН и фонда "Общественное мнение" стал массовый флэш-моб, в результате которого на лидирующих позициях оказался Иосиф Сталин. В итоге организаторы проекта, посетовав на атаки спам-роботов и "несознательный" флэш-моб, заморозили прежние результаты голосования и решили начать все сначала.
Между тем история с "Имя Россия" – далеко не единственный в последнее время срыв web-голосования, причиной которого стала недюжинная активность российских интернет-пользователей. После начала военного конфликта в Южной Осетии на сайте CNN запустили голосование "Оправданы ли действия России?" Призыв "поддержать наших" мгновенно разошелся в русскоязычной блогосфере, в результате чего подавляющее большинство ответов гласило: "Да, это миротворчество". В итоге телекомпания решила не оглашать результаты сетевого опроса.
Кроме того, недавно на сайте BBC News прошло голосование, посвященное спиртосодержащим, но не пригодным для питья жидкостям (оно сопровождало материал, посвященный высокой смертности россиян в результате употребления одеколона). В результате "выяснилось", что подавляющее число жителей России регулярно пьют духи, моющие средства и антифриз. BBC News вынуждено было удалить результаты голосования.
Люди, участвующие в интернет-опросах, – совершенно особая публика, – считает научный руководитель петербургского исследовательского Агентства социальной информации Роман Могилевский. – Для них флэш-моб – возможность проявить себя. В ходе обычных опросов, которые проводят социологические компании, респондентами выступают люди разных возрастных и социальных групп. Аудитория же пользователей интернета (я имею в виду ее активную часть, участвующую в подобного рода голосованиях) достаточно однородная. Ей свойственны протестность, стремление уйти от общепризнанных догм, нонконформизм".
По мнению Романа Могилевского, по этой причине проект "Имя России" был обречен с самого начала: искать ответ на вопрос о главном историческом герое страны исключительно в "сетевой" среде было бессмысленно. "Не исключаю, что интернет-аудитория изначально рассматривается организаторами таких голосований как способ привлечь путем скандала внимание к тому или иному продукту", – говорит руководитель отдела социальных исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения Елена Пахомова.