Александр Малис: "Я не верю в WiMAX"

Автор фото: "ДП"
Александр Малис

Один из создателей компании "Корбина Телеком", сейчас  директор по развитию широкополосного доступа "ВымпелКом" Александр Малис рассказал о сокращениях персонала, перспективах WiMAX и об алчности сотовых операторов.

"ДП": Вы сейчас переходите на бренд "Билайн". Не жалко расставаться с брендом "Корбина Телеком"?
А.М.: Иногда для того чтобы расти, старую шкурку приходится сбрасывать. Бренд жалко, но мы понимаем, что хотим работать в большем масштабе: уже не только Москва, Петербург и несколько городов, а вся Россия. Но это не значит, что бренд "Корбина" просто устраняется. Мы пока используем два бренда и будем делать так до тех пор, пока наши абоненты не привыкнут к новому.
Мы не спешим. У "Билайна" есть много атрибутов, которые нравятся абонентам, но одного еще нет: абонент не уверен, что "Билайн" является экспертом в области Интернета. Не все понимают, что технари, которые приходят подключать Интернет в форме "Билайна" – это те же специалисты, которые до этого работали в "Корбине". Скажем, если вдруг кто-то купит автомобильный завод Mercedes и назовет автомобиль по-китайски, все будут думать, что машины собирают китайцы. Человеческое сознание довольно консервативно.
"ДП": С какими еще сложностями вы столкнулись при сращивании "Корбины Телеком" c "Голден Телекомом" и "ВымпелКомом"?
А.М.: Общая численность персонала "Корбины", "Голден Телекома" и "ВымпелКома" после объединения составила приблизительно 36 000 человек. Получилось, что некоторые обязанности параллельно выполняли сразу три человека. Потребовалось много времени, чтобы убрать все дублирующие функции.
"ДП": Значит, много людей пришлось сократить? Директор "ВымпелКома" Александр Изосимов прошлой осенью заявлял, что никаких сокращений из-за слияния не будет, наоборот, требуются новые кадры.
А.М.: Организационные изменения коснулись дублирующих должностей, но так как бизнесы разнятся, их Александр МалисАлександр Малисоказалось не очень много. В основном, это были сотрудники административных служб объединенной компании. В мобильной связи традиционно много подрядчиков, а в технической службе также были дублирующие функции. Оказалось, что собственные сотрудники могут легко заменить некоторых подрядчиков, что экономит средства компании и не требует контроля качества выполнения различных задач. Мы предлагали сотрудникам переквалифицироваться. Все эти изменения прошли в декабре прошлого года. В общем, интеграция практически завершилась.
"ДП": Какие еще были нестыковки при слиянии?
А.М.: "Корбина" всегда отличалась живостью. Мы постарались взять этот стиль с собой в "Билайн", что позволило начать работать и здесь "по-корбиновски", то есть динамично. Конечно, при интеграции возрастает нагрузка на менеджмент. Мой рабочий день в последнее время составляет не менее 12 – 14 часов. Любая ошибка означает, что сотни людей будут действовать в неверном направлении. Ошибку при интеграции совершить легко, и тогда происходит раскоординация деятельности департаментов, а ответственного отыскать уже не так-то просто.
"ДП": Вам ни разу не приходила мысль, что когда "Корбина" была самостоятельной, было лучше?
А.М.: Я вообще не люблю оглядываться. То, что осталось позади, это уже учебник истории. Мне интересно идти только вперед. Меня интересует некая цель, которую я хочу достичь.
"ДП": Какая цель?
А.М.: Мы хотим сильно поменять ситуацию с Интернетом в стране. В России гигантское цифровое неравенство. В Москве или Петербурге абонент за 650 рублей в месяц может получить канал 8-10 Мб/сек, а житель провинциального города за эти деньги получит только 256 Кб/сек.
"ДП": Из-за чего сложилось неравенство?
А.М.: На протяжении долгих лет политика министерства была направлена на поддержку естественной монополии, МРК (межрегиональные компании электросвязи – "Центртелеком", "Северо-Западный Телеком" и др. – прим. "ДП") и распределение лицензий. С точки зрения многих чиновников Интернет не является предметом первой необходимости: есть же телевизор – тоже вполне достойный источник информации. Та же сотовая связь развивалась, благодаря алчности операторов, а не за счет дополнительной поддержки и помощи.
"ДП": Что значит "помогать"?
А.М.: В нашем деле административный барьер составляет 80% всех сложностей. Еще 10% - организация строительства и контроль эффективности. Есть районы, где разрешение на проведение оптоволоконной сети надо получать на каждый дом. Представляете, сколько в одном районе домов. Некоторым директорам ТСЖ и ДЭЗ свой личный карман или лень важнее, чем интересы жителей. Причем Питер – далеко не самый сложный в этом отношении город.
"ДП": Часто вам не дают возможности строить, ожидая вознаграждения?
А.М.: Ежедневно. Я уверен, что и сегодня как минимум один из наших восьми строительных дивизионов не может работать, потому что его куда-то "не пускают". Бывают такие дни, когда все бригады простаивают. Получается, что пользователь – последний, кто решает будет у него Интернет или нет.
"ДП": Хотелось бы вам расстаться со статусом наемного менеджера и стать бизнесменом?
А.М.: У меня менталитет менеджера, мне интересно достичь цели, и управление крупномасштабными проектами – одно из условий самореализации. Есть люди с менталитетом бизнесмена, для них важно организовать собственное дело. Не могу сказать, что я бедный человек. Не факт, что я был бы более богатым, если бы был бизнесменом. Конечно, я не за кусок хлеба работаю. Когда на рынке труда знают, что ты можешь руководить большим коллективом, выстраивать бизнес процессы, что у тебя все люди замотивированы, довольны, а результаты их деятельности отвечают ожиданиям акционеров, понятно, что материально ты уже более или менее обеспечен.
Все менеджеры, которые со мной работают, это люди, которым интересно делать что-то, о чем потом можно будет рассказать потомкам: "Знаешь, внучок, вот ты пользуешься Интернетом. А когда я был маленьким, его не было. И ведь это именно наша команда сделала его доступным в этой стране". Уже сегодня многие люди, которые работают со мной, могут сказать: если бы не мы, Интернета в России такого, какой он есть, не было бы.
"ДП": Есть же и другие игроки на рынке.
А.М.: Конечно, и все мы работаем далеко не в вакууме. Есть вещи, которые сегодня являются нормальными, например, безлимитный Интернет-канал. Но ведь его привезла в Россию Корбина в конце 1990-х. Тогда это был еще безлимитный dial-up. Когда мы это сделали, остальные не смогли не ответить. На нашем рынке что бы ты ни сделал, это обязательно повторят твои конкуренты. Но для этого надо сначала запустить идею.
"ДП": Есть такое мнение, что люди уже устали от кризиса, не интересуются новостями. Им достаточно включить телевизор, а Интернет им не нужен.
А.М.: Это те самые люди, которые туда никогда и не выходили и выходить не будут. Я не могу себе представить, чтобы активный пользователь поменял Интернет, источник информации, в котором можно общаться, на телевизор.
"ДП": Если бы вам предложили запустить проект в Интернете, вы бы взялись?
А.М.: Плюс Интернета в том, что он позволяет запускать проекты очень дешево. Даже Google, который сейчас очень дорого стоит, был создан с минимальными инвестициями. Когда у вас получается хороший проект, вас сразу находят миллионы желающих вложить деньги, а вы выбираете. В Интернете сложно что-то новое придумать, но если ты попал в точку, все сложится.
"ДП": Год-два назад в Интернете был бум социальные сетей. Какие проекты там будут развиваться сейчас?
А.М.: Надо придумывать то, чего нет, если и идей нет, то остается подглядывать в других странах. Развивается то, в чем есть реальная потребность.
"ДП": Какие новые услуги вы собираетесь предлагать абонентам?
А.М.: В нашей структуре есть подразделение "Голден Медиа", которое занимается разработкой и реализацией новых идей, и иногда совместно с партнерами. Например, в ближайшее время мы предложим клиентам комплекс антивирусных мер, который станет дополнением к уже существующему Dr.Web. Дело в том, что причиной примерно 20% проблем с Интернет доступом является заражение системы вирусами.
"ДП": Почему вы так долго откладывали запуск услуги IPTV?
А.М.: Были технологические сложности. Вообще это очень перспективная услуга, гораздо более динамичная и интерактивная, чем кабельное телевидение. Предположим, если вам очень захотелось котлету съесть, то можете поставить программу новостей на паузу, сходить на кухню за котлетой, а потом продолжить смотреть с того же места.
"ДП": Почему же тогда эта услуга до сих пор не стала популярной?
А.М.: Надо, чтобы рядовых пользователей стало больше, которые попробуют, поймут разницу и расскажут другим. Ведь первые пять лет после появления Интернета в России им пользовались только IT-специалисты. Если бы кто-то в 1955 году предложил: "Давайте построим город, где все дома будут в две трети обычной величины, по городу будут ходить люди в костюмах Микки-Маусов, и там будут горки. Со всей страны будут съезжаться на это поглядеть". Такому человеку сказали бы, что он сумасшедший. Но Диснейленд все-таки был построен, и люди туда стали ездить через всю страну.
"ДП": Как вы думаете – скоро настанет такое время, когда беспроводной Интернет будет не хуже по качеству и цене, чем проводной?
А.М.: Есть технология 4G. Она близка к настоящему широкополосному Интернету. Но с ней есть свои сложности. Для 2G и 3G можно использовать одну опорную сеть, а для 4G этого сделать уже нельзя. Если станций 2G у любого оператора в Петербурге, скажем, около 200, то станций 3G надо на город около 300, а 4G – 500-800 или даже 1000. Эти станции надо куда-то ставить – нужно оптическое кольцо. Передатчики 4G будут маломощные, их понадобится очень много.
"ДП": Как вы относитесь к проекту Yota по разворачиванию сети WiMAX?
А.М.: Я не верю в WiMAX. Это технология, не заточенная как следует на массовое обслуживание у одной базовой станции. Yota – это эксперимент. Сегодня, пока одна базовая станция обслуживает около десяти абонентов, теоретически все должно быть шикарно. Вопрос: как станция будет работать, когда ей придется обслуживать 50 человек? А 100? Мое мнение: сеть не выдержит. Может быть, Yota сумеет решить эту технологическую проблему. Может, не сумеет – тогда сеть вообще не будет работать. Но это будет сложнейшая технологическая проблема, о которой создатели сети даже еще не догадываются.
"ДП": Раз они в это дело вкладываются, то, наверное, догадываются.
А.М.: Я помню, как мы сами при строительстве сети в Москве сталкивались с технологическими проблемами, решение которых и спросить во всем мире было не у кого. Доходило до того, что Cisco создавало специальный релиз софта, потому что не знало, что при большом объеме трафика появляются такие проблемы. У нас средний трафик полтора года назад был 1 Гбайт в месяц, а сейчас – 26 Гбайт. В Москве "Корбине" пришлось перевести каналы на 400 Гбит/с.
Биография Александра Малиса
Родился в 1972 г. Начал обучение в Московском авиационном институте по специальности "Прикладная математика", продолжил его в Московском государственном университете коммерции, в 1995 г. получил диплом по специальности "Финансовый учет и аудит". В 1998 г. Александр Малис окончил аспирантуру Научно-исследовательского финансового института. Сначала он работал финансовым консультантом и экспертом в различных компаниях.
В 1994 г. Александр вместе со своим братом Олегом и группой единомышленников принял решение о создании собственной компании, которая оказывала консультационные услуги в области кредитования частных предприятий, занималась поиском источников финансирования, производила расчеты инвестиционных проектов и т.п. "Корбина Телеком" была одним из таких проектов. Александр Малис вместе с братом решили сделать ставку на развитие "Корбины".
Сначала компания занималась перепродажей телекоммуникационных услуг. В 1996 г. была приобретена первая телефонная станция, построены первые участки собственной сети, и с этого момента "Корбина Телеком" начала функционировать как оператор связи.
В 2008 году компания "Корбина Телеком" вошла в состав Группы компаний "ВымпелКом" (ТМ "Билайн"). Сегодня направление, которое возглавляет Малис, отвечает за стратегию развития и реализацию в дальнейшем услуг широкополосного доступа в Интернет, приоритетными в данном проекте являются: строительство оптоволоконной сети по технологии "Оптика в дом" (FTTB – fiber-to-the-building), а также услуги на базе 3G и WiFi.
Жанна Журавлева