Неизвестный Малевич и как отличить подделку

"Крестьянин с косой" Казимира Малевича

На рынке произведений искусства появилось неизвестное ранее полотно Казимира Малевича. Судя по цене других картин великого авангардиста, эта находка стоит не меньше $1 млн.

На 11-й научной конференции "Экспертиза и атрибуция", проводимой Третьяковской галереей, подлинность "Крестьянина с косой" подтвердили эксперты лабораторий при Эрмитаже и Музее истории религии. Скоро полотно выставят на аукцион. Сейчас картина находится в частной коллекции. Ее владелец себя не афиширует из соображений безопасности.
До того как попасть к новому хозяину, картина, написанная в 30-х годах прошлого века, сменила несколько владельцев. Правда, письменных подтверждений этого нет. История картины связана с еще одним неизвестным ранее полотном – "Крестьянка с граблями", – приобретенным недавно для своей коллекции скульптором Зурабом Церетели. "Считается, что оба произведения были парными", – рассказывает владелец "Крестьянина". Говорят, первым обладателем обеих картин был коллекционер Николай Харджиев – страстный поклонник русского авангарда, лично знакомый с Малевичем. В его коллекции русской живописи, вывезенной за границу в 1980-х годах, картины не значились. "Считается, что Харджиев подарил их в 50–60-е годы своей подруге писательнице Лидии Гинзбург вместе с несколькими произведениями авангардистов Чекрыгина и Матюшина. Она передала полотна своему ученику, а тот – сыну", – рассказывает нынешний владелец картины. Полотна Малевича в 30-е стоили недорого, и художник часто дарил их своим друзьям и знакомым, да и покупателей на авангард в то время было немного. "Доказательством может служить тот факт, что картины, привезенные Казимиром Малевичем в Германию на выставку, были оставлены там из-за того, что транспортировка обратно была дорога. Позже эти полотна обнаружат в частных коллекциях и в музеях Германии", – рассказывает коллекционер.
Вряд ли можно сказать, что и до начала перестройки русский авангард стоил дорого. Коллекция из шести полотен, среди которых числился и "Крестьянин" Малевича, обошлась купившему ее в то время арт-кооперативу в $9 тыс. Картины долгое время стояли просто на полу в арендованной кооперативом квартире, а обязанности охранять их были возложены на секретаря. После перестройки полотна Малевича начали стремительно дорожать: самой дорогой его картиной стала "Супрематическая композиция", проданная в 2000 году в Нью-Йорке за $15,5 млн. "Черный квадрат", подаренный предпринимателем Владимиром Потаниным Эрмитажу в 2002 году, обошелся ему в $1 млн.
По оценке экспертов, сейчас более 90% полотен, которые выдаются за произведения известных художников, – подделки. Лицензиями на проведение анализа, подтверждающего подлинность живописи, в России обладают лаборатории при Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Оценка подлинности в России несколько отличается от общемировой практики. За рубежом важно происхождение (provenance), то есть подробная история смены владельцев картины. В России многие десятилетия сделки по продаже живописных произведений юридически никто не оформлял, поэтому этому критерию уделяется меньше внимания. Отчасти отличить подлинник от подделки помогает словесная история.
Специалисты Третьяковской галереи воздержались от ответа на вопрос, как часто встречаются подделки Малевича. Но подтвердили, что проводили экспертизу "Крестьянина с косой". "Обычно оценка подлинности проходит в несколько этапов и включает в себя технологическую и искусствоведческую экспертизы, – рассказывает живописец и искусствовед Наталья Свиридова. – Определить возраст картины помогает химический анализ полотна и красок, а рентгеновский снимок рассказывает о том, родной ли красочный слой. После этого искусствоведы решают вопрос, можно ли считать произведение подлинником". Впрочем, бывает, что и экспертиза ошибается. Как писали в 2007 году СМИ, одна из картин, подаренная на день рождения президенту Путину, оказалась подделкой.