Геннадий Тимченко обзаводится собственным портом

Уже в конце 2009 года в Усть–Луге будет введен в эксплуатацию терминал по перевалке наливных грузов. Компания "Роснефтьбункер", оператор терминала, официально входит в группу аффилированных лиц ОАО "Зарубежнефть".  Однако 27 марта в зарубежных СМИ появились данные о том, что этот терминал продан нефтетрейдеру Gunvor, который строит по соседству аналогичный комплекс.

До сих пор структуры Геннадия Тимченко, которого иностранные СМИ называют основным владельцем и специализирующейся на нефти Gunvor, и "нефтепродуктового" трейдера IPP, экспортировали из России нефтепродукты через ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", занимая большинство его мощностей (в 2008 году терминал перевалил около 11 млн т), и через рейдовые накопители. Теперь, имея собственный терминал в Усть–Луге, структуры Геннадия Тимченко могут потерять интерес к петербургскому терминалу, перспективы которого становятся весьма туманны. На ПНТ официально не комментируют эту ситуацию, в приемной "Роснефтьбункера" также пояснили, что пока не готовы отвечать ни на какие вопросы технического характера.
Согласно первоначальным расчетам, терминал Gunvor в Усть–Луге должен был переваливать 5,5 млн т нефти, 2 млн т дизтоплива и 3 млн т мазута в год. Однако Максим Широков, генеральный директор ОАО "Компания Усть–Луга", пояснил, что инвесторы приняли решение расширить мощности терминала до 25 млн т в год, а его первая очередь, которая заработает уже в этом году, будет переваливать только нефтепродукты — бензины, мазут и дизтопливо. Мощность первой очереди — 10 млн т в год. Именно на такой объем примерно рассчитан и Петербургский нефтяной терминал. В первую очередь, полагают эксперты, в Усть–Лугу уйдут мазуты, доставляемые в город по железной дороге. В 2008 году ПНТ перегрузил 8,4 млн т темных нефтепродуктов.
По неофициальным данным, структуры Геннадия Тимченко переваливают на ПНТ минимум 6 млн т нефтепродуктов в год (в основном ОАО "Сургутнефтегаз"). Еще около 3 млн т в прошлом году было перегружено структурами Gunvor через рейдовые накопители ЗАО "Ин–Транзит". Таким образом, экспортируется в основном продукция ОАО "Роснефть". Так что в основном новый терминал в Усть–Луге может быть заполнен уже имеющимися в регионе у структур Геннадия Тимченко нефтепродуктами. Правда, для заполнения первой очереди придется почти полностью осушить петербургские транзитные мощности.
Сокращение объемов перевалки нефтепродуктов на рейдовых стоянках (грузы доставлялись к ним речными судами по Неве) началось еще с тех пор, как основной поставщик — ОАО "ЛУКОЙЛ" открыло собственный терминал в Высоцке. Сокращение грузооборота сопровождалось энергичными нападками в СМИ на компании, перевозящие нефтепродукты по Неве. Подверглись особому экологическому контролю и сами рейдовые стоянки. С тех пор из трех стивидорных компаний, занимающихся рейдовой перевалкой, осталась лишь одна.
На ПНТ 75% грузов приходит по железной дороге, 20% — по трубопроводу с Киришского НПЗ. Остаток довозится по реке. Если объемы, приходящие по трубопроводу, терминалу, скорее всего, удастся сохранить, так как это самый дешевый способ транспортировки, то железнодорожные объемы петербуржцы могут потерять уже в ближайшее время. ОАО "РЖД" — один из акционеров ОАО "Компания Усть–Луга", оно заинтересовано в развитии этого порта, так что для доставки нефтепродуктов до Усть–Луги структурам Геннадия Тимченко могут быть предложены очень выгодные тарифы, которые окажутся ниже стоимости доставки нефтепродуктов в Петербург.
Бизнес Петербургского нефтяного терминала, чья годовая выручка оценивается примерно в $50–60 млн, с самого начала его работы в 1996 году вызывал споры у различных структур, претендующих на контроль над денежными потоками. Самой громкой вехой в этом споре стало покушение на одного из нынешних совладельцев терминала Сергея Васильева в мае 2006 года.
Денис Лебедев